Министерство экономического развития и торговли заявляет, что системы обязательного нормирования выбросов парниковых газов пока не будет. Взамен будут «прозрачные» аукционы на выбросы в Интернете.
Чем ближе к вступлению в силу Киотского протокола, тем больше активизируются российские чиновники в отношении президентского наказа как можно быстрее разработать регламент работы. Лидерство в экологическом направлении захватило Министерство экономического развития и торговли, которое ещё и наиболее активно в публичных обсуждениях механизмов «Киото».
Между Минпромэнерго, Минприроды и МЭРТом сейчас идет активный делёж функций по проектам в рамках Киотского протокола. Предварительно можно сказать, что МЭРТ заберёт на себя основную часть функций по регламентации и валидации проектов, созданию кадастра предприятий-эмиттеров и торговле квотами на правительственном уровне.
Часть этих функций пытается отбить Минпромэнерго, а вот функции мониторинга сокращения выбросов почти наверняка будут переданы в компетенцию Минприроды.
Борьба выходит странная, поскольку большинство положений «Киото» всем российским чиновникам внове – как в администрации президента, так и в правительстве; все положения будут разрабатываться опытным путём – через практические проекты со странами ЕС.
Сейчас в министерствах оговариваются детали первого российско-датского проекта по сокращению выбросов. Однако окончательное решение о формировании органов Киотского протокола, а также вступление в силу различных технических документов произойдёт в ходе первой встречи сторон протокола, которая намечена на конец ноября.
Тем временем МЭРТ не скупится даже на критические замечания. Вчера на заседании «круглого стола» «Экологические рейтинги как система оценки эффективности деятельности компаний в России» заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования министерства Всеволод Гаврилов уверил, что России срочно необходима новая система экологического регулирования и нормирования в природоохранной сфере.
Гаврилову ввиду крайней загруженности Грефа сейчас отданы основные полномочия по разработке процедурных вопросов применения Киотского протокола.
«- Проблема – в самой системе регулирования и нормирования, а непрозрачность этой системы – главный проблемный фактор», – посожалел Гаврилов и привёл в качестве примера восемь регионов, где проводились исследования по экологической эффективности предприятий: «- Выяснилось, что 80–90% предприятий вообще не имеют никаких экологических программ, хотя официальная статистика свидетельствует об обратном».
Первым из радикальных методов борьбы с такого рода непрозрачностью Всеволод Гаврилов считает новые технологии в сфере распределения инвестиций для объектов-эмиттеров (проще говоря, для загрязнителей природы).
Как пояснил чиновник, речь идет об аукционном способе распределения материальных благ: «- Его апофеоз и моя личная мечта – чтобы аукционы проходили в режиме реального времени прямо в Интернете…»
Второй метод более жёсткий. Раз МЭРТ имеет дело с торговлей суверенными обязательствами в отношении Киотских проектов – значит, все эти обязательства должны быть гарантированы бюджетом или банками. Благодаря такой позиции люди, неспособные выдать государству гарантии, что они правильно распорядятся полученными преимуществами, автоматически, без участия каких-либо чиновников, будут вычёркиваться из числа соискателей и не будут допускаться к аукционам.
Как говорит Всеволод Гаврилов: «- Это всего лишь справедливо: хочешь получить что-то под гарантии государства – будь любезен, положи «на кон» такую же сумму». Но, приведёт ли это к значительным сокращениям выбросов, непонятно – ведь все эти механизмы будут применяться только в отношении тех предприятий, которые захотят добровольно инициировать проекты по сокращению выбросов.
В пятницу в МЭРТ состоялся брифинг «Механизмы реализации Киотского протокола», на котором было недвусмысленно сообщено, что в среднесрочной перспективе правительство не планирует вводить систему обязательного нормирования выбросов предприятиями парниковых газов в рамках Киотского протокола.
Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами выработало согласованную позицию, что в среднесрочной перспективе, а возможно, и до 2012-го мы не планируем вводить систему обязательного нормирования выбросов», – заявил всё тот же Всеволод Гаврилов.
Такая система введена в странах ЕС, её планирует ввести Канада, этот же вопрос уже рассматривает Япония. Но в России, считает замдиректора Гаврилов, вводить её нецелесообразно – очень высоки риски как экономического, так и административного характера.
В частности, система обязательного нормирования должна базироваться на свободных ценах на энергоносители, чего в России нет, а значит, если обязательное нормирование было бы введено, хозяйствующие субъекты оказались бы в разных условиях. Ещё одна причина – в том, что существующая система природоохранного регулирования не способна реализовать подход обязательного нормирования.
Пока Минэкономразвития предлагает ввести всего лишь систему учёта выбросов и попытаться реализовать механизм добровольных ограничений выбросов. Учёт выбросов в ближайшие годы предприятия также смогут осуществлять на добровольной основе.
И только если предложенная практика окажется позитивной, мы будем думать о введении системы обязательного нормирования, считает Всеволод Гаврилов.
«Газета.Ru»