Государство получило контроль над АвтоВАЗом. Представители власти и близких к ней структур заняли большинство мест в совете директоров крупнейшего производителя автомобилей России. АвтоВАЗ сохранит ориентацию на производство недорогих машин.
Госинвестиции в автопром составят $5 млрд.
Акционеры концерна АвтоВАЗ на внеочередном собрании сегодня избрали новый совет директоров. Большинство мест в совете заняли представители государства и близких к власти структур. Кремль вернул контроль над крупнейшим производителем автомобилей России.
Новым генеральным директором АвтоВАЗа стал глава департамента товаров и технологий двойного применения «Рособоронэкспорта» Игорь Есиповский.
Председателем совета директоров избран заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков.
Собрание акционеров прошло при экстренных мерах безопасности. Завод контролировали наряды милиции и усиленные подразделения службы безопасности АвтоВАЗа.
Таким образом, власти застраховали себя от возможного срыва собрания. По неофициальным данным, определённая часть продаж автомобилей АвтоВАЗа и поставок запчастей проходила через промышленную группу СОК и ряд непрозрачных структур, которые были недовольны приходом на завод нового руководства.
На собрании голосовали владельцы более 27 млн. акций. Кворум составил 80,3%. В новый совет директоров АвтоВАЗа, как и в прежний, вошли 12 человек. Места в совете получили два руководителя «Рособоронэкспорта», три представителя Внешторгбанка и глава Федерального агентства по промышленности Борис Алёшин.
В совет также вошел гендиректор «Кате» Максим Нагайцев. По неофициальной информации, главу «Кате» связывают дружеские отношения с руководителем «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым.
Оставшиеся пять мест достались трём представителям завода (среди которых председатель профсоюзного комитета Николай Карагин), представителю миноритарных акционеров Альберту Гаврикову – президенту AG Capital Managеment, и вице-президенту компании AVVA, которой принадлежит 38% акций АвтоВАЗа, Дмитрию Разоренову.
Согласно корпоративным правилам, предложение о включении новых членов в совет директоров вносят текущие акционеры компании. Так было и в случае с АвтоВАЗом.
«- Возможно, акционеров автоконцерна убедили проголосовать за представителей государства. Известно, как это делается в России. Но в любом случае, такая практика вполне законна», – объяснил эксперт российского машиностроительного рынка, пожелавший сохранить анонимность.
Внеочередное собрание акционеров АвтоВАЗа было назначено после неожиданного решения председателя совета директоров автоконцерна Владимира Каданникова уйти на пенсию. Каданников возглавлял АвтоВАЗ с 1988 года. У топ-менеджера были обширные связи на самом высоком уровне и огромные лоббистские возможности. Вскоре после ухода Каданникова представителей в совет директоров АвтоВАЗа выдвинул «Рособоронэкспорт».
Такое совпадение заставило участников рынка заподозрить государство в намерении установить контроль над автозаводом. Теперь подозрения полностью подтвердились.
«- Бесспорно, государственный контроль установлен, – уверен аналитик Rye, Man & Gor Евгений Линтчик. – Власть сможет проводить практически любые решения. Фактически государство приняло на себя обязательства по разработке мер дальнейшего развития предприятия».
По мнению эксперта, в приходе Кремля на АвтоВАЗ «существует определённый плюс»: «- На заводе надо внедрять элементарные процедуры сокращения как операционных, так и административных расходов и увеличения рентабельности производства. Но с другой стороны, в среднесрочной и долгосрочной перспективах государство не сможет вывести АвтоВАЗ на тот уровень конкуренции, который необходим для борьбы с иностранными производителями».
Между тем государство рассчитывает поднять российский автопром за счёт существенных инвестиций. По словам избранного в совет директоров АвтоВАЗа главы Роспрома Бориса Алёшина, его ведомство уже разработало программу по поддержке российских автопроизводителей.
Плановый объём инвестиций составляет $5 млрд.
Программа предполагает существенные инвестиции со стороны государства в НИОКР и разработки двойного назначения. При этом изменять ставки таможенных пошлин на импорт автомобилей чиновники не планируют.
Борис Алёшин отметил, что государство может предоставить АвтоВАЗу гарантии по субсидированию процентных ставок. А задолженность завода может быть конвертирована в инвестиции. Также государство намерено увеличить роль Внешторгбанка в развитии автоконцерна. Банк примет участие в финансировании лизинга автомобилей АвтоВАЗа, а также в программах потребительского кредитования.
Новый глава совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков заверил инвесторов, что автозавод не собирается отказываться от концепции производства недорогих отечественных автомобилей.
Сотрудничество с мировым автопромом, по словам Артякова, ограничится покупками лицензий на производство некоторых компонентов. А параметры сотрудничества АвтоВАЗа с корпорацией General Motors требуют пересмотра, уверено новое руководство завода. Совместное предприятие, которое производит автомобили Chevrolet-Niva, Chevrolet-Viva работает на нулевой рентабельности. Вопрос о перспективах СП Владимир Артяков пообещал рассмотреть на ближайшем заседании совета директоров АвтоВАЗа.
Пётр Канаев, «Газета.Ru»