Февраль, самое начало 2019-го. «Свежеперевернутая страница жизни» всё еще подозрительно чиста — чем не повод совершить маленькую революцию и отправиться в «-35°C»? Так и поступила небольшая группа юных журналистов-энтузиастов из МГУ. 6 февраля мы посетили полуостров Ямал, чтобы проэкзаменовать выносливость внутренних термометров и, конечно, воочию убедиться в величии проекта НОВАТЭКа.
Ямал СПГ — грандиозное совместное предприятие НОВАТЭК (50,1%), концерна TOTAL (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового Пути (9,9%) по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Расположение растрогает любого пейзажиста: Ямало-Ненецкий АО, ледяной берег Обской губы, продирающее льды Карское море.
Инфраструктура также внушает уважение — завод по сжижению природного газа (СПГ), морской порт Сабетта для погрузки СПГ (здесь обитают мощнейшие ледоколы-танкеры усиленного класса «Arc7», которые в состоянии самостоятельно преодолеть Северный морской путь), поселок Сабетта (опорный пункт всего проекта) и одноименный международный аэропорт. В год 4 линии этого «мегаполиса» будут производить 17,4 млн тонн СПГ и до 1,2 млн тонн газового конденсата на радость рынкам Азиатско-Тихоокеанских стран и Европы. При этом продолжается его экспоненциальное развитие и постановка новых целей.
Первый пункт нашей программы — операторная, она же — «мозг» предприятия, по выражению Игоря Часныка (заместитель генерального директора по производству). Здесь, за мощными компьютерами, восседают инженеры высшей квалификации из разных стран. Окруженные затейливыми (а для непривыкшего глаза — пугающе витыми) графиками, схемами и диаграммами, они приветливо посматривали на нас, еще зелёных, но уже впечатлённых. Экраны расположены по кругу, люди сидят в спецодежде. Прибавим к этому новейшее оборудование — и мы словно побывали на космической станции. Думаю, Владимир Владимирович Путин согласился бы с таким сравнением, ведь он сам лично приезжал на Ямал СПГ, чтобы дать команду загрузке первого танкера-газовоза на заводе — «Кристоф де Маржери».
Далее мы отправились на небольшую обзорную экскурсию по заводу — на автобусе, конечно. К удивлению среднестатистических легких, дышать полной грудью на Ямале без шарфа невозможно. И не только от льда в воздухе — местные красоты тоже отбирают дыхание с деловитой небрежностью. Всюду белизна, простор, торжественное затишье. Бесчисленное множество переплетенных «флейт-позвоночников» завода маскируются под материнскую плату и гипнотизируют неискушенного путешественника.
Стоит кратко рассказать о том, «как это работает». Углеводородная смесь из скважин поступает на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. На входных сооружениях комплекса от газа отделяют механические примеси, воду, метанол и конденсат. После этого газ поступает на технологические линии сжижения и проходит очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение сжиженных углеводородных газов. Далее очищенный газ поступает на предварительное охлаждение и сжижение. Готовый СПГ подается на хранение в криогенные резервуары.
Не многие знают, что именно на Ямале можно полюбоваться на самый большой арт-объект Заполярья. Один из резервуаров для хранения сжиженного газа расписали под банку сгущенки. Сгущенка, площадью 10,5 тысяч квадратных метров. Выглядит это впечатляюще, аппетитно и отпечатывается приятным послевкусием в памяти.
Гранд-финале поездки было восхождение на грандиозный ледокол «Федор Литке» (Fedor Litke), названный в честь именитого исследователя Арктики. Построен в Республике Корее, в серии 15 газовозов, не имеющих аналогов в мире. Всё оборудование — последние разработки.
Члены экипажа рассказали нам, что «Федор Литке» способен расправиться со льдом толщиной до 2,1 метра. Также, в арсенале ледокола имеются три двигателя «Азипод», способные вращаться на все 360 градусов, что дает ему возможность двигаться не только носом вперед, но и кормой.
А тем временем наступили арктические сумерки. Всё в них кажется полуреальным, но это завораживает. Находиться среди кубических метров промышленного предприятия и жадно вслушиваться в поэзию стали; махнуть рукой на поиски границы между небом и землей — ведь и так прекрасно! — усилием век разлеплять ресницы, чтобы снова и снова потрясенно моргать — вот, чем обернулся для меня Ямал.
После до внезапности быстрого захода солнца всё преображается: зажигаются тысячи фонарей, контур их свечения наполовину теряется из-за тумана — наверное, законная пошлина за достижение наших глаз. Дышать становится еще труднее, но хочется — в два раза больше. Кажется, Москва одалживает новогодние огни у «Ямал СПГ», иначе как объяснить полное погружение в атмосферу праздника за 2000 с небольшим км от столицы в феврале?
Эта поездка стала причиной кардинального сдвига «литосферных» плит моего сознания. Размах, мощность, огромный потенциал, физически ощущаемая гордость за отечественное производство — целый спектр эмоций.
Я очень благодарна компании «НОВАТЭК» и моему факультету журналистики МГУ за такое нужное и важное потрясение, а всем работникам Ямал СПГ — за душевный прием.
Текст: Айлин Халил, студентка 3 курса факультета журналистики
МГУ им. М. В. Ломоносова