Президент «Российских железных дорог» Геннадий Фадеев нашел для Китая поставщика российской нефти. До конца года РЖД подпишет с «ЛУКойлом» соглашение, и эта нефтяная компания заменит Китаю ЮКОС. Пробные поставки лукойловской нефти в Китай уже начались.
«ЛУКойл» отгрузил первую партию своей нефти в адрес China National Petroleum Corporation (CNPC). ЮКОС, который до этого момента был единственным экспортёром углеводородов в Китай, прекратил отношения с CNPC в сентябре. Поскольку счета компании арестованы в рамках уголовного дела по неуплате налогов, ЮКОС не смог авансировать услуги РЖД по транспортировке нефти и платить экспортные платежи, а китайский партнер отказался взять на себя эти расходы.
А 31 октября CNPC объявила о подаче иска против ЮКОСа, обвиняя его в невыполнении контракта. Из почти 4 млн. тонн нефти Китай недополучил один, в связи с чем китайская нефтяная корпорация понесла убытки. Их оценивают в $46 млн.
Впрочем, сотрудничества с другой китайской нефтяной компанией, Sinopec, ЮКОС не прекратил, потому что она согласилась заплатить РЖД.
Но поскольку поставки нефти в Китай регламентированы межправительственным соглашением, российская сторона начала подыскивать замену ЮКОСу. Премьер-министр Михаил Фрадков пообещал китайским коллегам, что Россия выполнит свои обязательства по поставкам нефти в полном объёме. А именно: в будущем году обеспечит 10 млн. тонн нефти, а в 2006 году – не менее полутора десятка миллионов тонн.
Сегодня в Пекине президент РЖД Геннадий Фадеев после переговоров с министерством железных дорог Китая официально заявил, что ЮКОС на китайском направлении заменит «ЛУКойл».
Ранее вице-президент нефтяной компании Леонид Федун говорил, что поставки нефти в Китай по железной дороге невыгодны.
Тем не менее, по словам г-на Фадеева, РЖД уже начала пробные поставки лукойловской нефти в Китай через Забайкальск.
На ноябрь РЖД приняла заявку от «ЛУКойла» на перевозку 60 тыс. тонн нефти и 100 тыс. – на декабрь. А вчера нефтяная компания уже отгрузила в адрес Китая 25 тыс. тонн.
Ожидается, что до конца года Китай будет получать нефть сразу от двух нефтяных компаний, а со следующего года это экспортное направление полностью займёт «ЛУКойл». Соответствующее соглашение «ЛУКойл» подпишет с РЖД до конца года.
В «Российских железных дорогах» также говорят, что провозные мощности компании позволяют увеличить экспорт нефти в Китай до 30 млн. тонн в год. В этом случае РЖД готова снизить тарифы на транспортировку углеводородов.
Но до увеличения объёма поставок РЖД не станет рассматривать тарифный вопрос. Геннадий Фадеев отметил, что «что цена нефти на китайском рынке конкурентоспособна с учётом нынешних тарифов на железнодорожные перевозки, поэтому снижать их сейчас мы не будем».
«Газета.Ru»