Федеральная служба по тарифам отказала Минтрансу в увеличении на 40% аэропортовых сборов с авиакомпаний. Но перевозчикам в любом случае не избежать роста затрат. Росимущество намерено заставить все аэропорты платить за аренду аэродромного имущества, что обязательно приведёт к увеличению аэропортовых сборов.
После терактов на Ту-134 и Ту-154 в прошлом году российские авиационные власти пришли к выводу, что нужно ужесточить нормы безопасности в аэропортах, а значит, увеличить расходы на закупку соответствующего оборудования. Подсчитали даже, что 110 аэропортам страны на переоборудование и прочие охранные мероприятия требуется около 4 млрд. руб.
Идею выделить на эти цели деньги из стабфонда отмели сразу, поэтому стало понятно, что борьбу с терроризмом в аэропортах предстоит оплатить авиакомпаниям или аэропортам. Другими словами, самим пассажирам.
В феврале Минтранс отправил предложения Ассоциации аэропортов в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) (устанавливает размер сборов для каждого аэропорта индивидуально) об одноразовом и единовременном увеличении аэропортового сбора на 40%.
Но вчера руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько сообщил, что ФСТ отклонило предложение Минтранса.
По его словам, повышения на 40% не будет, расчёты на повышение аэропортового сбора аэропортам необходимо представить в ФСТ в индивидуальном порядке. Он особо отметил, что предложение, внесённое Ассоциацией аэропортов, не несёт реальных расчётов и обоснований.
Ранее сбор планировалось взимать напрямую с пассажиров. Осенью гендиректор Пулкова Александр Головин выступил с рацпредложением: с каждого человека за перелёт брать $5 сверх тарифа.
В год таким образом можно было бы собирать не менее $150 млн. Из года в год эта сумма будет увеличиваться – пропорционально росту пассажиропотока. Специально созданная государственная структура на собранные деньги покупала бы аэропортам столь необходимое им для обеспечения авиабезопасности оборудование нового поколения.
Озабоченность пулковского директора делами остальных аэропортов понять можно. Предприятие 15 лет финансировало разработку специального аппарата, позволяющего практически стопроцентно определить наличие взрывчатки.
Это оборудование, по словам господина Головина, уже готово к эксплуатации.
Пятидолларовый сбор позволил бы Пулкову обеспечить рынок сбыта этих аппаратов.
Идея петербургских авиаторов вызвала неоднозначную реакцию отрасли.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта идею питерских авиаторов поддержала и предложила обложить данью также грузоперевозчиков, но сумму сбора снизить до $3.
В Федеральном агентстве воздушного транспорта сказали, что по сути эти сборы будут дублировать существующие сборы с авиакомпаний на взлёт-посадку, которые аэропорты тратят в том числе на закупку оборудования.
Региональные аэропорты, ради которых всё это затевалось, засомневались в том, что деньги будут потрачены по назначению. А перевозчики сочли предлагаемые меры не только неэффективными, но и вредными для отечественного авиабизнеса – после введения топливного сбора из-за роста цен на авиакеросин ещё один сбор рынок не выдержит.
Впрочем, авиакомпаниям в любом случае не избежать роста затрат.
В скором времени государство пересмотрит отношения с российскими аэропортами в части эксплуатации аэродромного хозяйства, не подлежащего приватизации.
После того как Росимуществу удалось расторгнуть договор по домодедовскому аэродрому с «Ист Лайном» из-за низких ставок аренды, агентство пообещало заставить все аэропорты платить за использование государственного имущества. Когда это произойдёт, аэропортам придётся пересмотреть сборы с авиакомпаний.
Помимо всего прочего в новую ставку наверняка заложат и увеличение затрат на авиабезопасность.
«Газета.Ru»