Полтора года назад (об этом не раз писала “Советская Чувашия”) Чувашстат и республиканское Министерство экономического развития и торговли “заспорили” — сколько все же у нас субъектов малого бизнеса? По сведениям статистиков, на начало 2004 года в республике таковых действовало 3998. “Экономисты” настаивали на 6366, аргументируя тем, что они постоянно получают сведения о фирмах из городских и районных администраций, в то время как статистики пользуются выборочным методом подсчета.
И вот в начале нынешнего года оба ведомства дружно начали считать малый бизнес. (К сведению: по федеральному закону от 1995 года к нему относятся в промышленности, строительстве и на транспорте предприятия, где средняя численность работающих, в том числе по договорам, не более 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60, в розничной торговле, непроизводственных видах бытового обслуживания — 30, в оптовой торговле и остальных отраслях — 50 человек. Кроме того, доля участия в уставном капитале собственности различных организаций не должна превышать 25 проц.). Из предварительного количества малых предприятий — более 10 тысяч — предстояло выбрать действительно работающие, отсеяв “мертвые души”.
Предполагалось, что хотя бы половина из этого количества окажется “живыми”, действующими. А в лучшем случае их может набраться от 6 до 8 тысяч. Ведь сами же статистики говорили, что за 2001-2004 годы в целом по республике образовалось почти 5,5 тыс. новых малых предприятий.
И вот теперь Чувашстат сообщает результаты: дали о себе знать более 60 проц. малых предприятий — 6137. Причем часть из них предоставила справки об отсутствии финансово-экономической деятельности или пустые отчеты. Таким образом “живых” и оказалось менее 5 тысяч. Самый низкий процент от числа зарегистрированных малых предприятий — 29,6 перепись отыскала в Батыревском районе. Да и по Чебоксарам, где сосредоточено почти три четверти всего малого бизнеса республики, действующих предприятий оказалось только 46,1 проц.
Статистики уверяют, что информация о переписи размещалась везде, где только можно: расклеивались объявления в учреждениях налоговой службы и Пенсионного фонда, в администрациях городов и районов, в также в других организациях. Вдобавок были подготовлены письма главам администраций городов и районов, руководителям малых предприятий.
— Какая перепись малого бизнеса? — удивился руководитель малых предриятий и депутат Государственного Совета республики В. Осанов.
— Может быть, кто-то из ваших заместителей по бизнесу заполнил переписной квиточек-отчет “Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2004 год”, а вы механически его подписали. Вспомните, пожалуйста, — не отступала я.
— Да ничего подобного я не подписывал, точно помню, — уверял бизнесмен.
Но, может быть, как очень занятой человек он все-таки забыл, что на самом-то деле подписал переписную анкету. С другой стороны, и статистики, судя по их отчету, вроде не брали обязательств развешивать объявления именно на дверях залов заседаний городского или республиканского советов депутатов. А вот в управлениях Пенсионного фонда, допустим, в столичном, должны были появиться подписанные Чувашстатом “листовочки”, начинающиеся словами “Вниманию руководителей малых предприятий!” Однако оказалось, что ни в головную структуру Отделения ПФР по Чувашии, ни в управление ПФР в городе Чебоксары такого рода объявления не поступали и не размещались.
Тогда я решила обратиться за разъяснениями к руководителю Чувашстата Ю. Маркову: “Как вы прокомментируете тот факт, что количество действующих малых предприятий в 2004 году лишь ненамного превысило цифру 2002 года, когда малый бизнес в республике, согласно выборочному обследованию, насчитывал 4145 единиц?”
— У нас возникло очень много трудностей во время проведения этой переписи. Одна из самых серьезных: мы выезжали по адресу, чтобы вручить переписной лист руководителю фирмы, и зачастую оказывалось, что она давно уже переехала, — ответил Ю. Марков.
— А через налоговую службу нельзя было узнать новое место прописки?
— Мы проводили сверку с налоговиками, но увязки данных так и не получилось... Поймите, мы впервые в своей республике апробировали перепись малого бизнеса, которую через три года намечено провести по всей России. И столкнулись с проблемами, которые могут стать актуальны в 2008 году во время общероссийской переписи малого бизнеса, но только уже в масштабах всей страны, — стал объяснять председатель Чувашстата.
Действительно, проблемы есть, и они наводят на серьезные вопросы. Например, такой. Чувашстату на проведение переписи из республиканского бюджета было выделено 104 тысячи рублей, заложенных в программе “Государственная поддержка малого предпринимательства в ЧР на 2005-2010 гг.”. Неужели на эти деньги нельзя было отыскать значительную часть “попрятавшихся” фирм? Ведь не иголки же это в стогах сена, не на другую планету они переселились. Или: целесообразно ли проводить в масштабах региона подобные статистические “эксперименты” (тратя на это, напомним, казенные деньги), если результаты почти ничем не отличаются от выборки, которая входит в круг профессиональных обязанностей статистического ведомства?