«Альфа-телеком», телекоммуникационное подразделение «Альфа-групп», сменила название на Altimo и объявила о новой стратегии, «ориентированной на западные методы ведения бизнеса». Но западные партнёры и эксперты уверены, что даже с новой вывеской агрессивная тактика «Альфы» по-прежнему будет отпугивать инвесторов.
О новой миссии и названии «Альфа-Телеком» компания объявит сегодня на презентации в Лондоне. Представители «Альфы» утверждают, что разработали новую стратегию развития, которая «будет соответствовать западным методам ведения бизнеса».
«Altimo» – преемница «Альфа-телеком», одна из крупнейших инвестиционных фирм в России и Содружестве.
Наша цель – стать партнёром крупнейших глобальных телекоммуникационных компаний, которые ищут пути выхода на новые и развивающиеся рынки Евразии», – заявил Алексей Резникович, гендиректор компании.
«- Мы предоставим им такую возможность, используя наш опыт по созданию стоимости активов: в наших инвестициях, для наших партнёров и в компаниях, в которые мы инвестируем». По его словам, Altimo готова предоставить своим будущим партнёрам надёжную защиту инвестиций на развивающихся рынках.
Но все предыдущие попытки «Альфы» завести иностранного партнёра в сфере телекоммуникаций завершались неудачно.
Как рассказывал Павел Куликов, один из топ-менеджеров «Альфа-телеком», рассматривался вариант обмена доли «Альфы» в норвежском Telenor на акции в совместных компаниях, которых «Альфа» и Telenor владеют блокирующими или контрольными пакетами (в «Вымпелкоме», «Голден Телекоме» и «Киевстаре»). Но эта сделка не состоялась. В первую очередь, считают участники рынка, норвежцев испугала агрессивная тактика, которую исповедует российская компания.
Действительно, в большинстве компаний, которые достались Altimo в наследство от «Альфы-Телеком», ведутся акционерные войны. Так, оффшор IPOC датского бизнесмена Джеффри Гальмонда больше двух лет оспаривает её право на 25,1% акций «Мегафона».
На этой неделе «Альфа» объявила о покупке 13,22% акций крупнейшего сотового оператора Турции Turkcell. О намерении оспорить эту сделку уже объявила финно-шведская Teliasonera, которая ещё в марте подписала соглашение с Cukurova, владельцем этих акций.
Тем не менее, вице-президент «Альфа-телеком» Кирилл Бабаев отмечает, что следование западным стандартам ведения бизнеса и не предполагает разрешения непрекращающихся судебных споров, потому что Altimo, как и её предшественница, «будет защищать свои права».
«- Конечно, достаточно распространённым считается мнение, что «Альфа» – агрессор, который намеренно скупает проблемные активы и устраивает неудобства партнёрам».
«- Но ни в одной судебной тяжбе, будь то «Мегафон» или Turkcell, компания не была инициатором судебных процессов», – добавляет представитель британской APCO, которая участвовала в разработке нового бренда.
Но «Альфа» могла и не посвятить британских коллег во все свои судебные тяжбы, – замечают эксперты. Например – во внезапно начавшее сразу в нескольких судах Киева разбирательство из-за устава украинского сотового оператора «Киевстара». Будучи его давним акционером, российская компания внезапно обнаружила ущемления своих акционерных прав.
«- Можно сменить название, но свою историю не изменишь», – предупреждает потенциальных партнёров «Альфы» вице-президент Teliasonera Микаэль Конгстад.
Подобного мнения придерживаются и аналитики, которые считают, что Altimo будет казаться «белой и пушистой» до тех пор, пока не проявит себя и не затянет очередного партнёра в судебные тяжбы.
«- Планы по созданию евразийского оператора и привлечению иностранных партнёров, работающих в сфере телекоммуникация – не новость для рынка (совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман объявил её летом). А смена названия в такой ситуации – вообще последнее дело, – говорит Ирина Ложкина, аналитик «Проспекта». – «Альфа» просто хочет выглядеть более цивилизованно в глазах западного бизнес-сообщества, но, очевидно, речь не идёт об изменении агрессивной стратегии ведения бизнеса. Пока компания не заключила какие-либо партнёрские соглашения об альянсе, не стоит воспринимать её заявления серьёзно».
Тимофей Дзядко, «Газета.Ru»