О том, как накапливался первоначальный капитал в Архангельской области, распространяться не принято. Но мы распространимся. Ибо не распространиться - значит, промолчать, что на наши деньги создавалась, например, целая сеть бензозаправок, что на наших деньгах в области был построен бизнес, до сих пор приносящий его хозяевам миллионы. Одни участники афер до сих пор занимают руководящие посты, а другие вошли в разряд идолоподобных.
Кукуру помните? Первый вице-президент "Лукойла", похищенный под Москвой, а потом с успехом вызволенный из неволи. Именно Кукура 1 июля 97-го года подписал с заместителем генерального директора "Севмаша" Мардаровским договор, по которому "Лукойл" обязывался поставить на "Севмаш" топочный мазут, "Севмаш" по договору оплачивал всё это дело. 400 миллионов были переведены в том же, 97-м году. Заметим, бюджетные 400 миллионов, ибо "Севмаш" - федеральное государственное унитарное предприятие. Прошёл год. Топлива не было. Знал ли об этом президент центра атомного судостроения Давид Пашаев? Если он, человек, руководивший заводом, не знал, то это весьма негативно его характеризует. Но мы полагаем, что знал: во-первых, потому что не мог не знать, ибо 400 миллионов - не иголка в стоге сена, даже учитывая объёмы "Севмаша". А во-вторых, потому что сын его, Пашаев-младший, по бизнесу был связан с тем "Лукойлом".
В августе 98-го, как вы помните, грянул дефолт. Рубль обесценился. После дефолта "Лукойл" заявляет, что не может поставить необходимый мазут. Какой цинизм - за границу может, а к нам не может! Или всё это было затеяно не ради мазута? Такой вывод можно сделать, если посмотреть на дальнейшее развитие событий.
18 декабря 98-го года тот же Кукура заключает с тем же Мардаровским другое соглашение, по которому "Лукойл" возвращает "Севмашу" произведённую предоплату: 400 миллионов, РУБЛЬ в РУБЛЬ. Причём не живыми деньгами, а векселями. Словно не проходил год, в течение которого "Лукойл" пользовался деньгами. Фактически это был беспроцентный кредит, который дал "Севмаш" нефтяному гиганту. Пашаев и Ко, видимо, не знали, куда потратить такую сумму. 400 миллионов, рубль в рубль, как будто не было дефолта в августе 98-го, в результате которого 400 миллионов превратились в 80 миллионов. Впоследствии векселя были проданы "Севмашем" СП "Кворум", где генеральным директором был некто Кулешов, а заместителем - некто Шубцов (впоследствии директор департамента топлива и ЖКХ, ныне советник губернатора). Векселя были переданы немедля, а оплата затянулась до декабря 99-го года.
Необходимо отметить, что именно во время всей этой аферы рабочие "Севмаша" жили впроголодь: им задерживалась зарплата. Оборонное предприятие задерживало уплату налогов в бюджеты, что прямо отразилось на благосостоянии области. Мы до сих пор косвенно пожинаем плоды безденежья тех времён. Представляете, если бы 400 миллионов не исчезли из оборота, сколько бы налогов было заплачено, как бы кстати они пришлись в то время. Именно тогда учителя чуть ли не ежедневно приходили на пикеты к областной администрации, требуя денег.
Чудовищно всё это! И что самое страшное - за это никто не ответил. Участники тех событий до сих пор в фаворе: Пашаев - Герой России, Шубцов - советник у губернатора, Кукура - тоже явно не на похлёбке.
Вообще, такое было возможно только в Северодвинске. Там все предприятия - оборонные, чуть сунулся - государственная тайна. Как мы выяснили на примере "Северного рейда" и "Севмаша", в Северодвинске создан огромный мутный водоём, в котором очень удобно распределять финансовые потоки.
Илья Азовский