Совет директоров «Аэрофлота» при выборе дальнемагистрального самолёта склоняется к выбору Boeing 787. Российскому авиапрому в новой стратегии развития авиапарка отведено совсем мало места. В ближайшее время компания намерена закупить только 30 RRJ и 6 давно обещанных ИЛ-96-300.
Вчера вечером совет директоров «Аэрофлота» в неполном составе рассмотрел стратегию развития авиапарка компании. Единого документа по итогам совета принято так и не было. Но, по словам источника, «Аэрофлот» большее предпочтение высказал дальнемагистральным самолётам от американской Boeing. На заседании не присутствовал по крайней мере один из членов совета директоров – начальник департамента минэкономразвития Игорь Гречухин.
Стратегия развития авиапарка «Аэрофлота» давно вызывает интерес со стороны рынка.
Многие самолёты компании, построенные ещё в СССР, доживают свой век. Некоторые из них – ИЛ-86 – будут переданы в чартерную авиакомпанию, которая может быть создана на базе «Аэрофлота».
Руководство «Аэрофлота» никогда не скрывало того, что вместо старых самолётов предпочитает покупать технику импортного производства как более качественную и выгодную по потреблению топлива.
Поэтому «Аэрофлот» требует от государства отмены пошлин на ввоз зарубежных самолётов – Airbus и Boeing, достигающих 40 процентов от стоимости самолёта. В то же время 51 процент компании принадлежит государству, которое заинтересовано в поддержке российского авиапрома. «Аэрофлот» сдерживают и обязательства, данные государству – в частности, на покупку 6 ИЛ-96-300. Эту сделку в сентябре собрание акционеров наконец одобрило.
В конце прошлого года «Аэрофлот» заключил контракт о покупке 30 самолётов RRJ производства «Гражданских самолётов «Сухого». Но эту сделку ещё предстоит одобрить как совету директоров, так и собранию акционеров компании. Крупнейший частный акционер «Аэрофлота» Александр Лебедев пообещал сделать всё возможное, чтобы не допустить сделку, поскольку не видит в ней экономического смысла. По его мнению, для ближнемагистральных перевозок больше подходит АН-148 российско-украинской разработки.
В июле «Аэрофлот» объявил тендер на поставку дальнемагистральных самолетов – более 20 лайнеров в течение 10-15 лет. Выбор идет между Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350 – новейшими разработками компаний.
Как выяснилось после совета директоров, компания больше поддерживает разработку Boeing. Одним из основных факторов стало то, что самолёт американского производства сможет выйти на рынок на 2-3 года раньше, чем A350.
«- Но, с другой стороны, EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) объективно больше сотрудничает с Россией, намерен производить детали для А350 в России и выкупила 10 процентов «Иркута». Государству было бы логичнее предпочесть Airbus», – рассуждает аналитик «Антанты-капитала» Илья Макаров.
«- По техническим характеристикам эти самолёты приблизительно равны. Вероятно, выбор «Аэрофлота» стоит рассматривать как более сильное лобби со стороны американской компании», – считает аналитик «Ренессанс Капитала» Ангелина Валавина.
Кроме основного вопроса о стратегии новых закупок, члены совета выслушали информацию об обеспечении безопасности полётов самолётов «Аэрофлота» в прошлом году и о подготовке к введению системы «электронного билета». Такая система – одно из условий вхождения в крупный международный альянс SkyTeam.
Ранее совет директоров компании утвердил план и бюджет на нынешний год, по которому предусматривается увеличение пассажирских перевозок на 6,7 процентов, рост по тоннокилометрам на 5,4 процентов и пассажиро-километрам на 4,2 процента. Рост доходов запланирован на уровне в 12,2 процентов.
В прошлом году пассажиропоток компании не только не увеличился, но и снизился по сравнению с позапрошлым годом на 2,2 процента. Отчасти этому способствовала высокая цена на авиатопливо и запрет на полёты ИЛ-96-300.
Александр Поливанов, «Газета.Ru»