С первого января нового года для льготников настанут новые времена. За многие льготы, которые они имели в натуральном виде, придется платить звонкой монетой. К замене натуральных льгот на денежные выплаты страна готовилась, так сказать, и морально, и физически. Законодатели в спешном порядке готовили для этого юридическую базу, авторы и идеологи нововведений убеждали население не паниковать: хуже, говорили, не будет. Но успешно ли прошла “артподготовка”? Все ли власть смогла сделать, чтобы сдержать обещание, по меньшей мере, не навредить? Эту тему “Нижегородские новости” и сайт Законодательного Собрания области www.zsno.ru вынесли на обсуждение, сформулировав ее в вопросе “Готова ли Нижегородская область к монетизации льгот с нового года?”. А чтобы посетители сайта смогли сориентироваться в ответе, предложили его нашим экспертам.
Евгений ЛЮЛИН, председатель Законодательного Собрания:
- При всех плюсах монетизации льгот существуют, конечно, и минусы. Не все категории льготников удовлетворены на сто процентов. Но то, что прописано в законах, должно выполняться полностью. Впрочем, хочу отметить, что большой тревоги в районах по этому поводу нет. Каких-либо чрезвычайных сбоев быть не должно. Механизмы реализации законов просчитаны, и теперь главное - их исполнять.
С монетизацией льгот многие люди действительно получат больше услуг. Например, расширен список лекарств с трехсот до тысячи ста наименований. Причем никаких отказов в медикаментах (как это происходит сегодня со льготными рецептами) быть не может. Если не хватит бюджетных средств, то подключатся страховые компании, ведь льготники сегодня застрахованы и все риски учтены.
Александр ЦАПИН, заместитель председателя Законодательного Собрания:
- На данный момент к замене натуральных льгот на денежные компенсации, я считаю, область не готова. Формально для реализации этого в общей сложности должно быть принято и подписано более 30 областных законов и подзаконных актов. На каждом заседании Законодательного Собрания мы принимаем по 4 - 5 связанных с монетизацией льгот нормативных документов, но пока, грубо говоря, находимся лишь на середине пути.
Другой аспект. Ясно, что, к сожалению, денег на это дело в области мало, и те же 150 рублей в квартал на проезд пенсионеров по возрасту, не входящих в льготные категории, это явно недостаточная сумма. Поэтому, вероятнее всего, жители будут выражать свое недовольство тем, что ряд льготников окажется в худшем положении, чем был до монетизации. Причина же состоит в том, что регионам передали полномочия без адекватного изменения в межбюджетных отношениях регионов с центром.
Подводя итог сказанному, хочу выразить надежду, что с точки зрения формальной нам удастся в скором времени подготовить все документы. Ну а с организационной точки зрения и правительству, и Законодательному Собранию в течение следующего года к этим вопросам придется не раз возвращаться. Не исключаю, что при благоприятной ситуации мы можем вернуться и к вопросу объемов финансирования тех или иных льгот.
Виктор КУРЕНКОВ, депутат Законодательного Собрания, глава администрации Павловского района:
- Считаю, что область не вполне готова к реформе в этой сфере. Во-первых, проведена недостаточная работа с населением. Люди до конца пока так и не понимают, что и как будет работать, будут ли они в плюсе или в минусе. А во-вторых, и это самое главное, никто сейчас определенно не скажет, достаточно ли будут обеспечены эти льготы деньгами.
Процесс перехода на компенсацию льгот деньгами, я считаю, будет болезненным, и в первую очередь для тех категорий граждан, которые действительно пользовались натуральными льготами. И власти всех уровней, начиная с глав администраций муниципальных образований и заканчивая Законодательным Собранием, должны проявить максимум внимания к ним и контроля за этим процессом. В настоящее время в области принят большой пакет документов, переводящий льготирование в новую форму, и нам надо отследить их вхождение в область практического применения, а также реакцию населения. Главная задача власти в этой связи - умно и грамотно работать с людьми. А работать придется очень и очень много, в том числе и через средства массовой информации.
А вот как проголосовали по этому вопросу посетители сайта:
да - 60 процентов;
нет - 40 процентов;
не знаю - 0.
Как видно по результатам голосования, большинство положительно оценили подготовку к реформированию системы льготирования на региональном уровне. Но и процент участников голосования, высказавших противоположную точку зрения, оказался достаточно высок. Время, естественно, все расставит по своим местам. Но расклад настораживает. Любой сбой в практике применения нового законодательства может перевести оптимистов в лагерь пессимистов и к негативной реакции на происходящее.
Елена МАСЛОВА,
Андрей КОТУНОВ.
"Нижегородские новости"