На прошлой неделе, когда я забирала сына из детского сада, меня пригласили к заведующей. Из кабинета выходили растерянные и молчаливые родители. Через 10 минут так же молча вышла и я. Еще бы, мне сообщили, что с 1 января я, скорее всего, буду платить полную стоимость содержания ребенка в детском саду, то есть 1505 рублей в месяц.
В департаменте образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижнего Новгорода, куда я позвонила на следующий день, чтобы проверить информацию, меня заверили, что все не так страшно. Тогда откуда взялись шокирующие слухи? Накануне на конференции руководителей детских дошкольных учреждений Нижнего Новгорода выступал доцент кафедры экономики Нижегородского института развития образования Анатолий Вифлеемский. Он-то и начал свою лекцию с неожиданного вопроса: “Поднимите руки, у кого в детском саду родители согласятся платить полную стоимость содержания ребенка - 1,5 - 2 тысячи рублей”. Говорят, только половина заведующих решилась поднять руки. А лектор, довольный полученным эффектом, начал разъяснять поправки к закону об образовании, содержащиеся в статье 16 другого закона, в народе называемого “о монетизации льгот”. Название этого закона, который вступит в силу с 1 января 2005 года, так длинно и сложно, что его не могут произнести сразу даже профессионалы, но это и неважно. Важно другое: замена российским пенсионерам льгот денежными выплатами - не все, что содержит этот коварный закон.
Да, согласились со мной в городском департаменте образования, сразу сделать плату за детский сад 100-процентной - это шок. Но городская власть на подобный шаг, скорее всего, не пойдет. Плата будет повышена, но “всего” в 1,5 - 2 раза, то есть до 500 - 600 рублей в месяц.
- Почему об этом никто не знает? - изумилась я. - Про замену льгот пенсионерам на денежные компенсации говорят во всех СМИ, рекламно-разъяснительная кампания на эту тему продолжается уже четыре месяца. А о том, что дети практически лишаются всех льгот без всякой (!) денежной компенсации, не говорит никто. Может быть, доцент из НИРО что-то напутал?
- Нет, не напутал, - развеял последнюю надежду Анатолий Борисович. - Я действительно выступал на городской конференции с разъяснениями по поводу закона о монетизации льгот. Дело в том, что упомянутая статья этого закона не только отменяет все льготы в сфере образования, но и снимает мораторий, то есть запрет на продажу зданий образовательного назначения. Что это даст в перспективе? Плата за детский сад будет повышена, родители заберут детей. По моим прогнозам, более половины детсадов опустеет. И их продадут. Вопрос с ДДУ будет решен. Вот так у нас в стране решается проблема рождаемости, - горько прибавил доцент Вифлеемский.
- Какова цель этого преобразования? Может быть, увеличится размер нищенской зарплаты воспитателей и нянь (лукаво называемых помощниками воспитателя)?
- Нет, - разочаровал меня кандидат экономических наук Анатолий Вифлеемский, - цель другая - переложить бремя оплаты с муниципальных плеч на родительские. А зарплата останется той же. Но, скорее всего, власти попытаются сгладить шок, и полная плата будет введена не раньше 2006 года. А через два месяца ее повысят не больше чем в два раза.
Для детского сада, в который пока еще ходит мой сын, все это означает не шок, а финиш. Уже сегодня здесь не хватает воспитателей, вплоть до того, что может быть закрыта одна группа. Отмена льготы, утвержденной в 1992 году Верховным Советом России, запрещающей устанавливать плату за детский сад выше 20 процентов фактической стоимости содержания ребенка, приведет к тому, что родители детей заберут. У тех, кто оставит ребенка в садике, наметится противостояние с воспитателями. Потому что приносить в детский сад мыло, салфетки, карандаши и далее по списку за 320 рублей в месяц неприятно, а за 600 - 1000 рублей - обидно. Родители начнут за свои кровные требовать от воспитателей тщательного выполнения всех обязанностей, а те в свою очередь возмутятся придирчивостью пап и мам, не подкрепленной высокой зарплатой. Муниципальным детский сад останется по названию, фактически он станет частным. И это еще не все.
Главное, что перед женщиной в полный рост встает выбор: семья или карьера. Работа будет оправданна только тогда, когда она обеспечит прожиточный минимум ей и детям плюс возможность платить 100 процентов за детский сад. Если у женщины двое детей, она должна получать не меньше 8 тысяч рублей в месяц, и это обеспечит лишь достойную бедность. При средней заработной плате в Нижнем Новгороде 4,5 тысячи рублей это невозможно. Женщины откажутся рожать.
Елена СТАРИЧЕНКОВА.
"Нижегородские новости".