Октябрь для работников дорожной отрасли - время завершения работ, подведения итогов и перспективного планирования.
Сегодня дорожная отрасль Нижегородской области живет в условиях ограниченного финансирования. Введенные в прошлом году изменения в федеральном законодательстве поломали сложившуюся за десять лет схему финансирования дорожного хозяйства страны. Область оказалась в числе регионов России, где недобор средств в территориальные дорожные фонды имел серьезные последствия в виде образовавшейся кредиторской задолженности перед подрядными организациями. С начала года от акцизов на ГСМ в Территориальный дорожный фонд поступило лишь 437 миллионов рублей вместо планируемых 2 миллиардов 343 миллионов, то есть всего 18,5 процента.
Главное управление дорожного и транспортного хозяйства было вынуждено сократить объемы работ по строительству и ремонту и сконцентрировать все силы на содержании автомобильных трасс общего пользования, поддерживая их эксплуатационные качества. Отставание по ремонту идет более чем в десять раз. При плане 1300 километров в этом году отремонтировано лишь 102 километра. На содержание автомобильных дорог нужно не менее 4,5 миллиарда рублей. В результате изменений налогооблагаемой базы Территориальный дорожный фонд может получать лишь 2,5 миллиарда рублей. Это и приводит к сокращению работ. Межремонтные сроки затягиваются. Если дело и дальше так пойдет, то ремонтировать дороги сможем один раз в двадцать - тридцать лет вместо нормативных шести - восьми. Еще учтем, что за последние десять лет поток автомобильного транспорта увеличился в три раза.
Со строительством дела обстоят еще хуже. Пока финансируются переходящие объекты прошлых лет. В 2003 году это было 21,6 километра дорог, в этом - 9,5. Нынешний год для нижегородских дорожников оказался еще более тяжелым, чем прошлый.
За прошедший сезон сданы два объекта: подъезд к деревням Грединено - Яснево на автомобильной дороге Могильцы - Конево и мостовой переход через реку Сундовик на автодороге Большое Мурашкино - Бутурлино.
Отремонтированы участки автотрасс Нижний Новгород - Саранск (на северном подходе к Арзамасу), Богородск - Ключищи, Нижний Новгород - Шахунья - Киров, Бутурлино - Суродеево - Гагино и другие.
Если сравнивать с другими регионами, то следует сказать, что показатель плотности дорог в Нижегородской области выше, чем в среднем по России. У нас он составляет 176 километров на тысячу квадратных километров территории. Но если мы хотим считаться областью с высокими хозяйственными и пассажирскими связями, нужно иметь дорог в два раза больше. Как минимум построить еще четыре с половиной тысячи километров автотрасс с твердым покрытием, чтобы соединить все населенные пункты области с районными центрами.
Сейчас сеть автомобильных дорог общего пользования в Нижегородской области составляет 13 457 километров, из них 458 километров федеральных дорог и 12 999 километров - территориальных.
Татьяна ГУСЕВА.
"Нижегородские новости"