Подписание Киотского протокола означает для Российской Федерации приток в страну миллиардов зарубежных инвестиций. И вместе с тем управлять охраной природы в условиях административных реформ становится заметно сложнее. Эти и другие вопросы обсуждались на пресс-конференции природоохранных служб, организованной комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
Киотский протокол и связанный с ним международный проект предусматривает куплю-продажу квот на выброс в атмосферу парниковых газов. Как пояснил руководитель Верхне-Волжского управления Гидрометеослужбы Владимир Соколов, в результате падения уровня производства, пик которого пришелся на 90-е годы, в стране образовался значительный запас квот на выбросы. Комментируя его выступление, руководитель облкомприроды Николай Соколов заметил: “Если в ближайшее (после подписания Киотского протокола) время вы услышите, что экологи не привлекли в страну и регион деньги, то значит, мы плохо работаем”.
Зарубежные инвестиции в рамках международного проекта можно получать на такие меры, как замена твердого котельного топлива на газ, посадка лесов и строительство современных очистных сооружений, предотвращающих выделение в атмосферу углекислого газа. В этом нет ничего сложного, до сих пор такие проекты успешно проходили в Большемурашкинском и Семеновском районах (перевод котельных на газ), на Кстовском “НОРСИ” (применение новых форсунок при сжигании выбросов) и даже в Дзержинске (регулирование уличного освещения в зависимости от светового дня для дополнительной экономии электроэнергии). Однако, по словам Владимира Соколова, основные события, связанные с Киотским протоколом, будут разворачиваться в стране не раньше 2008 года, а сам проект еще не прошел утверждение в Государственной думе.
Но пока административная реформа органов экологического контроля унесет из нашей области в 2005 году около 300 миллионов рублей в пользу федерального бюджета. Это почти все предусмотренные на экологию деньги. По сумме инвестиций в охрану природы Нижегородская область заняла 4-е место в стране. По итогам 2003 года бюджет областного экологического фонда составил 270 миллионов. Причем исполнительный директор фонда Михаил Чижов заметил, что ГУПР (орган Минприроды РФ в Нижегородской области) при подсчете не учел (и справедливо) средства муниципальных и районных экологических фондов, а то бы мы уверенно заняли третье место после Московской области и Ханты-Мансийска (их бюджеты составляют 900 и 800 миллионов). Все это говорит о хорошей работе экологов, организовавших систему сбора платежей за загрязнения. Однако после августовской реформы платежи за пользование водными объектами будут аккумулироваться в федеральном бюджете.
Еще в прошлом году из средств этой статьи областной экофонд выделил 170 миллионов рублей на поддержание систем канализации и водопровода. Такое латание инфраструктуры коммунального хозяйства предотвращает аварийные выбросы фекальных стоков. В 2005 году, когда новые правила вступят в силу, это “удовольствие” окажется недоступным, а значит, теоретически, по словам Чижова, возможны аварии, при которых повышается риск эпидемий болезней от грязной воды. Самая безобидная - это гепатит, уносящий значительную часть здоровья человека на всю жизнь. Кипятите воду!
Оставшуюся часть сбора платежей за природопользование (сейчас это около 50 миллионов) контролировать будет достаточно сложно. Как сказал руководитель Федеральной службы в сфере природопользования в ПФО Владимир Шушунов, численность контрольных органов сокращена более чем в два раза. И теперь штат его ведомства составляет 41 человек. Облкомприроды вообще рискует остаться без значительной части контрольных функций, и это при том, что в комитете самый большой штат инспекторов в области - 69 человек, инспекторов (ГУПР) от Минприроды - всего 29. Основные функции контроля, которые, как предполагает председатель облкомприроды Николай Соколов, останутся после вступления в 2005 году реформы в действие, - это надзор в сфере охраны животного мира и мест обитания.
Вика ГЕНКИНА.
"Нижегородские новости".