Крупнейший российский участник рынка строительной и специальной техники группа компании «Русбизнесавто» оказалась зажатой между упавших спросом потребителей и претензиями налоговой службы. Многомиллионные суммы налоговых штрафов, выставленные компании, делают ее особенно уязвимой среди других участников стагнирующего рынка.
Участники рынка строительной и специальной техники столкнулись с катастрофическим падением спроса на продукцию. Например, в ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (входит в холдинг «Базовый элемент») в мае прошлого года было собрано 40 автогрейдеров и 35 строительных погрузчиков, а в октябре – только 23 автогрейдера и 9 погрузчиков. С 1 декабря прошлого года предприятие на два месяца остановило работу.
Скидки на аренду строительной техники в Петербурге уже достигли 50-60%, и несмотря на это площадки для хранения техники стоят заполненными. С сентября просроченная задолженность лизингополучателей выросла в 2,5 раза. Лизинговые компании даже начали создавать спецподразделения по реализации изъятого из-за неплатежей оборудования, что подкосило спрос на новую технику.
По словам начальника отдела продаж ООО «АвтоМазСервис» Елены Кунгуряковой, из четырех проданных компанией в феврале единиц техники, три относятся к категории бывших в употреблении.
У компании «Русбизнесавто», занимающей более 10% российского рынка продаж и ремонта грузовой автотехники и спецтехники, на середину февраля на площадках скопилось более 150 единиц импортных седельных тягачей и полуприцепов. Компания была вынуждена снизить цены на трех-четырехлетнюю технику в среднем с 1,8 млн до 1,3 млн. рублей и полностью прекратить ее импорт.
Луч надежды забрезжил у автопроизводителей и дилеров, когда в декабре прошлого года правительство среди прочих мер помощи отрасли решило оказать поддержку лизингу строительной техники, так как около 80 % данной техники приобретается именно в лизинг. Однако теперь эти планы, похоже, останутся на бумаге. Решением Минфина и Минэкономразвития от 13 марта объем госвложений в создающуюся лизинговую компанию сокращен с 15 до 3 млрд. рублей.
Ведущего российского производителя автомобилей, в том числе специальной и строительной техники, группу «ГАЗ» сегодня спасают от банкротства лишь опасения правительства о непредсказуемых последствиях остановки заводов. Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса продажи «ГАЗа» по итогам первых двух месяцев этого года упали на 66% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем сделок по продаже дорожно-строительной техники группы сократился еще значительнее – на 80%.
«КамАЗ» в январе выпустил всего 1,1 тыс. грузовиков, а в феврале – 1,8 тыс., при том что в среднем завод выпускает в год около 50 тыс. машин.
Покупать технику некому. По информации Ассоциации строителей России процентные ставки по кредитам значительно выросли, а срок рассмотрения кредитных заявок увеличился более чем в четыре раза – до трех месяцев. В АСР считают, что это может привести к снижению объемов строительства до 50%. Не стоит рассчитывать производителям строительной техники и на дорожное строительство, его финансирование сократилось до 40% в некоторых регионах.
Но если «ГАЗ» и «КАМАЗ» государство, скорее всего, спасет, то лизинговым и торговым компаниям рассчитывать можно только на себя. В прошлом году лизинг с января по декабрь уже подорожал вдвое: если на начало года ставки составляли около 10-11%, то к декабрю они выросли до 20%. Таким образом, если ранее срок окупаемости машины был около 3-5 лет, то теперь он составляет минимум 6-7 лет. В таких условиях покупка машин, например, грейдеров, просто невыгодна, так как эксплуатация грейдеров не превышает 5 лет.
Особенно тяжелое положение сложилось в компаниях, где падение продаж наложилось на внутренние проблемы. В ходе внеплановой проверки лидера рынка грузовых автомобилей и спецтехники налоговая служба предъявила штрафные санкции двум «дочкам» компании «Русбизнесавто»: ЗАО «КМТ-Холдинг» на сумму около 380 млн. рублей и ЗАО «СИМ-Авто» на сумму около 100 млн. рублей. В налоговой инспекции № 29 УФНС России по г. Москве, подтвердили факт ведущейся налоговой проверки «Русбизнесавто».
В условиях нормального рынка, считают эксперты, такая крупная компания смогла бы без особых трудностей найти необходимые суммы, но в нынешней ситуации, когда перед игроками отрасли стоит проблема выживания, сделать это очень непросто.