Кошелек богатейших людей планеты за кризисный год похудел на астрономическую сумму $2 трлн. — до $2,4 трлн. Миллиардеров на планете остались 793; 332 человека вылетели из заветного списка (этой ночью он размещён на
www.forbes.com).
Соревнование за 1-е место превратилось в гонку за выживание: титул самого богатого человека планеты вернул сооснователь Microsoft Билл Гейтс, потерявший «всего» $18 млрд. (теперь у него $40 млрд.). Но Гейтс смотрится убедительно по сравнению с Уорреном Баффеттом, потерявшим $25 млрд. (осталось $37 млрд.). Прошлый год стал худшим в истории компании Баффетта Berkshire Hathaway. Как недавно признался магнат, в прошлом году он «сделал несколько глупостей», например на пике цен на нефть увеличил долю в ConocoPhillips (с августа её капитализация упала на 54 процента).
Тем не менее, нашлись 44 бизнесмена, сумевших не потерять и даже приумножить. Один из способов разбогатеть — делать ставку на потребителей, пытающихся сэкономить.
Девять из 20 самых богатых бизнесменов мира — владельцы магазинов-дискаунтеров. В список вошёл Тадаси Йанаи, владелец Fast Retailing, одной из крупнейших розничных компаний Японии по продаже недорогой одежды.
При оценке состояния Forbes учитывает долю бизнесмена в компании (для публичной используются котировки акций, для непубличной — сравнение с публичными аналогами), частные инвестиции, недвижимость и коллекции произведений искусства. Журналисты также беседуют с бизнесменами, их представителями и участниками рынка.
Миллиардеры пострадали впервые с 2003 г.: тогда количество богачей сократилось до 476, их состояние — до $1,4 трлн. Но затем начался бум на развивающихся, сырьевых и кредитных рынках, на рынках недвижимости, и кошельки стали пухнуть. Россияне в 2005 г. заняли 3-е место после США и Германии (27 человек, в 2002 г. было всего семеро).
В начале марта прошлого года глобальный Forbes насчитал уже 87 россиян-миллиардеров, а полтора месяца спустя российский Forbes благодаря безудержному росту на фондовом рынке выявил уже 110.
Тем более опустошительным оказался год для российской части списка: с 11 февраля прошлого года по 11 февраля нынешнего, когда снимались данные, РТС упал на 67,64 процентов. Теперь миллиардеров российского происхождения 32 человека с учётом живущих за рубежом Бориса Березовского и Михаила Гуцериева. Общее состояние снизилось с $471,4 млрд. до $102,1 млрд., деньги потеряли все. Если в прошлом году Москва была главным городом-миллиардером в мире (74 против 71 в Нью-Йорке и 36 в Лондоне), то теперь в Нью-Йорке их 55, Лондоне — 28 и Москве — 27.
Тяжелее всех пришлось Олегу Дерипаске, который в прошлом году занял 9-е место в мире с $28 млрд.; он тогда стал самым богатым россиянином, увеличив состояние за предшествующий год на $14,7 млрд. и обойдя Романа Абрамовича. Теперь Forbes оценивает его в $3,5 млрд. (-88 процентов), он на 164-м месте. - Это стоимость активов компаний Дерипаски минус долги, — объясняет редактор российского Forbes Максим Кашулинский. К началу кризиса компании Дерипаски были одними из самых закредитованных, и сейчас они борются за выживание. Долг UC Rusal перед банками — $14 млрд., «Группы ГАЗ» — около 45 млрд. руб. А общий долг компаний «БазЭла» знакомые Дерипаски оценивают в $25-28 млрд. Осенью «БазЭл» из-за margin calls потерял доли в канадской Magna (автокомпоненты) и австрийской Hochtief (строительство), «Союз» продан «Газпромрегионгазу».
Возглавляет россиян теперь Михаил Прохоров, который, наоборот, смог войти в кризис не с долгами, а с деньгами.
Он продал Владимиру Потанину половину акций их «КМ инвеста» (владевшей большей частью бизнеса партнёров) и четверть акций «Норникеля» — UC Rusal. Две сделки принесли предпринимателю около $8,5-9 млрд., говорят его знакомые. Причём Rusal ещё должен предпринимателю $2,8 млрд. Часть полученных денег Прохоров уже потратил — приобрёл долю в «Ренессанс капитале», ТГК-4, «Снобе» и проч. Forbes учитывал и вырученные деньги, и инвестиции Прохорова, говорит Кашулинский. И его состояние сократилось с $19,5 млрд. до $9,5 млрд.
Абрамович по-прежнему на 2-м месте в России. «$8,5 млрд. — это похоже на правду, если говорить о стоимости основных активов [доля в Evraz Group] и оценке денег, оставшихся у Романа после продажи “Сибнефти” и покупки “Евраза”. Сколько сейчас денег у человека на банковских счетах, никто со стороны оценить не в состоянии», — рассуждает источник в окружении Абрамовича. Он считает, что оценка потерь базируется только на падении котировок «Евраза». «Вопреки слухам, Роман практически не вкладывал личный капитал в фондовый рынок — он достаточно консервативен в этом смысле», — добавляет собеседник. Он также сомневается, что Forbes принимал в расчет инжиниринговые проекты Абрамовича (он — основной владелец инжиниринговой «Инфраструктуры»): «Это непубличный бизнес, к тому же пока не капитализированный».
Источник, близкий к акционерам «Альфа-групп», полагает, что состояние Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичёва несколько больше, чем считает Forbes.
В рейтинге не осталось ни одного девелопера. Год назад их было девять: наибольшее состояние было у владельцев ПИКа Юрия Жукова и Кирилла Писарева (по $6,1 млрд.), наименьшее, по $1,2 млрд., — у Сергея Полонского («Миракс групп») и Араса Агаларова (Crocus Group). Тогда оценки девелоперов базировались на высокой рыночной капитализации публичных компаний, и соответствующие коэффициенты переносились на непубличные, говорит Кашулинский, сейчас оценки совершенно другие. Вчера капитализация ПИКа на LSE составила $263,9 млн. — в 46 раз меньше, чем год назад. В списке нет и супруги московского мэра и владелицы «Интеко» Елены Батуриной, которая в прошлом году была единственной женщиной среди российских миллиардеров с $4,2 млрд. Её бизнес в сфере недвижимости сильно подешевел, как и инвестиции на фондовом рынке (ранее сообщалось, что она владеет пакетами акций Сбербанка и «Газпрома»). Как ветром сдуло и финансистов: ни владельцев «РЕСО-гарантии» братьев Саркисовых, ни основателя «Тройки» Рубена Варданяна. Зато в рядах миллиардеров удержались Николай Цветков («Уралсиб», $1,8 млрд.) и Рустам Тарико («Русский стандарт», $1,1 млрд.). «Я рад — в условиях кризиса это высокая оценка», — передал через пресс-службу Тарико. Председатель совета директоров «СУ-155» Михаил Балакин, которого год назад оценили в $4 млрд., не считает, что обеднел: - Оценка состояний в прошлом году свидетельствует об относительности подсчётов. - На рынке миллиардеров, если можно так выразиться, тоже надулся пузырь, — говорит Дэвид Фуллер, издатель Fullermoney. — Когда финансовые активы так сильно вырастают в цене, то во время краха самые богатые люди теряют больше всех. Это хорошо видно и на примере бизнесменов из развивающихся стран, многие из которых в хорошие годы безрассудно наращивали долги, а теперь страдают».
10 самых богатых людей мира: Уильям Гейтс (40 млрд., Microsoft), Уоррен Баффет (37 млрд., Berkshire Hathaway, оба – США), Карлос Слим Элу (35 млрд., телекоммуникации Мексики), Лоренс Эллисон (22,5 млрд., Oracle, США), Ингвар Кампрад (22 млрд., IKEA, Швеция), Карл Альбрехт (21,5 млрд., Aldi, Германия), Мукеш Амбани (19,5 млрд., нефтехимия Индии), Лакшми Миттал (19,3 млрд., ArcelorMittal, Индия), Тео Альбрехт (18,8 млрд., Aldi, Германия) и Амансио Ортега (18,3 млрд., Zara, Испания).
10 самых богатых россиян: Михаил Прохоров (9,5 млрд., инвестиционная деятельность), Роман Абрамович (8,5 млрд., нефть), Вагит Алекперов (7,8 млрд., «Лукойл»), Михаил Фридман (6,3 млрд., нефть и банковская деятельность), Владимир Лисин (5,2 млрд., чёрная металлургия), Александр Абрамов (4,4 млрд., чёрная металлургия и горное дело), Леонид Федун (4,3 млрд., «Лукойл»), Алексей Мордашов (4,3 млрд., «Северсталь»), Герман Хан (4 млрд., нефть) и Олег Дерипаска (3,5 млрд., «Русал»).