Грозовым предупреждением прозвучала фраза Президента о том, что все эти показатели он приводит не ради награждений. Напротив, особое беспокойство у него вызывают районы или предприятия, которые не вписываются в общую тенденцию развития республики. «Либо там в руководстве не те люди, либо они не тем занимаются», – сказал Николай Васильевич. Эта тема получила развитие после доклада министра экономического развития Ивана Моторина, который, в частности, назвал ряд районов, не удосужившихся оформить ни одной заявки на получение господдержки на развитие малого бизнеса. «Почему главы Козловского, Урмарского, других районов не помогают людям найти работу?» – спросил Президент. И тут же обратил внимание, что ничем не лучше ситуация в Красноармейском районе, занявшем по предварительным итогам второе место в республиканском экономическом соревновании. При дальнейшем разборе полетов выяснилось: внешнее благополучие показателей там обеспечено за счет работы газокомпрессорной станции, к которой районная администрация никакого отношения не имеет. Министр И. Моторин оказался готов к подобному повороту и хладнокровно доложил, что без учета достижений ГКС Красноармейский район находится в середине рейтинга на 8-9 позиции. И Президент распорядился пересмотреть итоги соревнования, вычеркнув из протокола второго «призера».
Подбросил уголька в костер и доклад первого вице-премьера – министра финансов Николая Смирнова. После перечисления блистательных побед от высокого кредитного рейтинга до прозрачности управления финансами он остановился на проблемах. Например, далеко не полностью используется налогооблагаемая база. А в категорию безнадежной задолженности порой попадают удивительные персонажи. Даже одному из казино списали налог в 7 миллионов рублей, недоумевал Н.Смирнов. В районах нередко не осваивают средства, выделенные федеральным льготникам по ЖКХ. В прошлом году пришлось вернуть в Минфин РФ 100 миллионов рублей, как раз на сумму полученных убытков муниципальными предприятиями.
Далее заседание перешло в режим публичного экзамена для глав не самых благополучных районов. Н. Федоров интересовался на предмет их планов на будущее, но ничего утешительного в ответ не услышал. Похоже, что большинство надеется исключительно на манну небесную. Президент по данному поводу вспомнил историю, поведанную ему на днях на агрегатном заводе. Один из руководителей этого предприятия в какой-то деревне предложил безработному мужскому населению работу. Пообещал по понедельникам увозить и по пятницам привозить домой, проживание в комфортном общежитии, неплохую зарплату. И ведь ни один человек не согласился.
Между тем, продолжил Николай Васильевич, к нему поступают просьбы разрешить приезд в Чувашию сотен строительных рабочих из стран СНГ. Они готовы работать в три смены и за гораздо меньшие деньги, чем платят местным строителям. Президенту не хочется идти таким путем, поскольку республика и без того обладает избыточными трудовыми ресурсами. Но с людьми нужно работать, чтобы они нашли свое место на производстве, в малом бизнесе. «Предприимчивых людей надо воспитать, найти лидеров и помочь им. Других у нас нет», – сказал он.
И все же наиболее драматическая часть заседания пришлась на обсуждение дел в производственном объединении имени Чапаева. Его гендиректор М. Резников признал, что ситуация здесь непростая. Первопричины, по его словам, кроются в специфике оборонной отрасли, действиях федеральных властей, допустивших завоз в страну китайской пиротехники по бросовым ценам, предвзятом проведении тендеров и прочих происках внешних сил. Но перспективы в целом благоприятные, мы прилагаем все усилия для того, чтобы предприятие работало лучше, заверил М. Резников.
Однако Николай Федоров был не склонен доверять обещаниям. Он начал скрупулезно копаться в нюансах деятельности руководства предприятия. Президент спросил, например, о том, инициировано ли антидемпинговое расследование в отношении китайской пиротехники. Не получив вразумительного ответа, глава республики вынужден был популярно объяснить, что это такое. И даже напомнил, как он лично помог защитить интересы отечественных производителей санфаянса. Тогда соответствующее таможенное решение было принято всего за три-четыре месяца. А чапаевский завод почему-то не посчитал нужным к нему обратиться.
Похоже, что М. Резников совсем растерялся. Он даже сказал, что переход на четырехдневную рабочую неделю в конце прошлого года был предпринят по просьбе трудового коллектива. «Странно, – не без сарказма откликнулся Президент. – На других предприятиях так не устают».
Оппонентом гендиректору выступил министр промышленности Юрий Волошин, у которого «в кустах» оказался тщательно подготовленный доклад. На цветных слайдах картина вырисовывалась мрачная. Он начал с того, что из-за безответственности должностных лиц на предприятии в ноябре прошлого года был сорван график погашения задолженности, и возникла угроза возобновления процедуры банкротства. А продолжил неутешительным выводом: условия, созданные для развития производства, топ-менеджерами здесь не были использованы. О чем разговор, если на чапаевском продолжается выпуск резиновой обуви образца 60-70 годов прошлого века. У предприятия очень много долгов, но тем не менее оно само кое-кого кредитует. Среди «счастливчиков», сказал министр, не только давние партнеры, но и различные ООО, предприниматели Чебоксар, других городов. Причем безнадежной «дебиторки» пришлось списать на 9 миллионов рублей. Ю. Волошин предложил провести полную ревизию предприятия, в том числе проверить на коррупционную составляющую, а также укрепить его руководство.
Еще более определенно выразился глава Администрации Президента Энвер Аблякимов, который заявил: «У Резникова есть тенденция приукрашивать положение дел на заводе. А ему надо выйти отсюда и написать заявление. С ним ситуация не поправится».
Президент поддержал предложение провести масштабную ревизию на предприятии, а имеющиеся материалы передать в правоохранительные органы. «Пусть проверят, это и нам поможет, и Резникову, если он хочет навести порядок», – сказал Николай Васильевич. И добавил, что, поскольку местных полномочий не хватает, озвученная на заседании аналитическая записка за его подписью будет направлена в федеральное правительство.