«СТС Медиа» в прошлом году превзошло по темпам роста медиарынок России в целом.
Выручка холдинга выросла на 56,2 процентов, а общероссийский показатель – всего на 36.
Однако рекордные результаты прошлого года компании вряд ли удастся повторить в этом году.
Прошлый год стал переломным для российского медиарынка – финансовые показатели стали стремительно расти, инвестиционная привлекательность увеличилась и объёмы рекламы зашкаливают. Большинство экспертов, анализируя ситуацию, отмечает, что на такую позитивную ситуацию во многом повлиял выход «СТС Медиа» на IPO.
Первичное размещение акций компании принесло ей хорошие деньги и улучшило имидж отечественного медиарынка за рубежом в целом.
Размещаться на бирже российские медиакомпании пока не спешат. Пионером стал Rambler. По оценкам экспертов, «СТС Медиа» удалось достичь хороших результатов.
Судя по опубликованной финансовой отчётности компании, в прошлом году её консолидированная выручка выросла на 56,2 процентов, что составило $370,8 млн.
Причем, эта цифра соответствует прогнозам. При этом показатель OIBDA (операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации активов) выросла на 67,1 процентов, что составляет $174 млн. «Этот показатель очень важен для нас, – подчеркивает гендиректор «СТС Медиа» Александр Роднянский. – Он свидетельствует о том, что мы не только умеем зарабатывать деньги, но и строго контролируем наши расходы». По словам Роднянского, на сегодняшний день на балансе «СТС Медиа» $176 млн. «Мы ищем, куда их сейчас потратить, при этом не отходя от нашей финансовой политики, – говорит он. – Приобретать активы, повышение капитализации которых сомнительно, мы не можем, поскольку нам придётся объяснить нашим инвесторам, куда и почему мы потратили деньги. Для нашей компании важно то, что мы сами умеем делать продукт практически с нуля и развивать его до положительных качественных показателей».
Нельзя не согласиться с руководителем «СТС Медиа» в том, что компании удаётся достигать результатов в рекордно короткие сроки. Как это ни удивительно, но в хороших финансовых показателях «СТС Медиа» есть заслуга не только СТС, но и «Домашнего», который нельзя назвать рейтинговым. Каналу в понедельник исполнятся два года. Не прошло и полутора лет после старта проекта, как его удалось вывести на точку возврата – проект стал приносить прибыль. И хотя сегодня его аудитория не так уж велика, она растёт достаточно динамично. Если в конце года в слоте 4+ (зрители старше 4 лет) на «Домашний» приходилось всего 1,4 процента аудитории, то уже в феврале этот показатель достиг отметки в 2 процента. Конечно, нельзя не учитывать и то, что рост аудитории «Домашнего» впрямую зависит от увеличения покрытия канала. За прошлый год «СТС Медиа» приобрело шесть региональных телесетей, три из которых ушли «Домашнему», с начала этого года под проект была приобретена ещё одна региональная телекомпания. Сегодня покрытие «Домашнего» составляет 58 процентов, но в компании рассчитывают увеличить этот показатель практически до цифр СТС, который сейчас имеет покрытие в 86 процентов. «Мы уверены, что нам удастся почти сравнять цифры по «Домашнему» и СТС, – говорит Роднянский. – В наших планах обеспечить «Домашнему» покрытие в 75-80 процентов».
Впрочем, «Домашний» – далеко не единственная статья расходов, на которую ориентируется «СТС Медиа». По словам главы компании, аналитики «СТС Медиа» внимательно следят за изменениями на рынке кабельного и спутникового телевидения.
Правда, пока показатели этих направлений российской медиаиндустрии не очень-то вдохновляют руководителя «СТС Медиа»: «Нам интересны самые разные дистрибуционные платформы. Однако пока нет разумной экономической модели, которая бы оправдала наши вложения в эти направления. При этом у нас уже есть несколько достаточно интересных идей телеканалов, которые могли бы достойно смотреться на неэфирных платформах».
Напомним, что правительство обещает в ближайшее время перевести телевидение на цифровое вещание. Но, по мнению Роднянского, 22 процента покрытия кабельного телевидения, о которых рапортует руководство России, – это старый аналоговый медный кабель, который не способен обеспечить передачу более 10-15 телеканалов. «Так что этот сегмент пока не представляет для нас экономически привлекательного пространства», – подчеркнул Роднянский.
Не спешит «СТС Медиа» покупать и уже существующие активы.
Рекордные финансовые показатели «СТС Медиа», с одной стороны, радуют и руководство компании, и её инвесторов, а с другой – задают планку, которую будет не так просто удержать. По мнению аналитика «Финама» Владислава Кочеткова, повторить успех прошлого года будет сложно: «Высокие цифры «СТС Медиа» в прошлом году связаны с тем, что до сих пор компания отставала от других федеральных каналов, а теперь превратилась в одного из лидеров среди них».
«Скорее всего, высокие темпы роста заметно сократятся после предвыборных нынешнего и будущего годов».
«Рекламодатели сейчас будут очень заинтересованы в любых рекламных возможностях, а СТС – очень привлекательная площадка». По мнению аналитика, тенденция смещения интереса потребителей информации к развлекательным программам сыграет на руку СТС, но рекордных цифр впредь ждать не стоит.
Усложнить развитие СТС может и отсутствие явного телевизионного хита – в новом сезоне каналу не удалось повторить успеха прежних сериалов «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой».
К тому же на медиарынке активно обсуждается «развод» СТС с создателем этих и других популярных сериалов «Амедиа». Сейчас главным производителем канала является продюсерский «ЛЕАН-М», снимавший для «Рен-ТВ» телесериал «Солдаты».
Эксперт «Уралсиба» Антон Табах уверен, что «СТС Медиа» удастся неплохо заработать на выборах как присутствием политической рекламы, так и её отсутствием. «Рекламные потоки на медиарынке в целом и у «СТС Медиа» в частности имеют тенденцию к увеличению, – говорит он. – Если не будет явных проколов в менеджменте, компания будет расти. Причём СТС может заработать на своей принципиальной аполитичности».
По словам эксперта, партии будут очень заинтересованы в размещении рекламы на популярном канале – у СТС своя сформировавшаяся лояльная аудитория. Однако если политической рекламы на канале не будет, то «с другой стороны, избыток политики на других каналах может привлечь зрителей к аполитичному СТС, так что в любом случае компания заработает хорошие деньги», считает Антон Табах.