Цифра для нынешнего дня — ни о чем не говорящая. Так вот, для сравнения: неделей раньше Совмин республики установил предельную коммерческую цену на водку — на поллитровку “Столичной”, например, 300 рублей. Ваучер на рынке силком толкали, а родная сорокаградусная, вышедшая в свободную торговлю, шла нарасхват. Не поверил, выходит, народ обещаниям отца приватизации Анатолия Чубайса о том, что вместе с приватизационным чеком каждый россиянин получил возможность обзавестись в будущем двумя “Волгами”. Да и жизнь вынуждала идти с ваучерами на рынок. В городе объявили концерт Аллы Пугачевой, но так и не обеспечил народ распродажу билетов по цене, равной всего-то стоимости полкило вареной колбасы. Гастроли пришлось отменить. Не до песен было.
А вот кое-кто понял, что Анатолий Борисович намекает далеко смотреть. В июле 1993 года на Чувашской универсальной бирже состоялась первая ваучерная сделка. Одним лотом ушло 10,5 тыс. чеков. Понятно, откуда куча такая. По-мужицки ловко сообразило руководство “Чебоксарской керамики”. Народ от безденежья воет, а тут земли под дачи раздали, домики надо ставить, но кирпич в дефиците. Гоните ваучеры, объявляет завод, будет вам из чего строить. На чеках, думается, и стало достаточно крупное предприятие закрытым обществом.
Определилась еще одна категория ваучеродержателей. Пока население бродило по рынкам с чеками в руках или бегало по фондам типа “Московская недвижимость”, эти сидели тихо, прикупая по дешевке по чуточку лишних ваучеров. Это те, кто понимал, что разделка тушки начинается с рожек да ножек, потрохов и заканчивается рубкой самых жирных кусков. И точно — под самый конец жизни ваучера отцы приватизации выставили на чековый аукцион дележку мощнейшего “Газпрома”. Притом по весьма любопытному правилу: каждый регион делит свою часть собственности компании.
И вот ошеломляющий результат: в Чувашии на один ваучер выпало 2500 акций. Показатель — в первой всероссийской десятке, словно наша республика — вся газодобывающая и газоперерабатывающая. А объяснение простое: ко времени газпромовского аукциона бедное население Чувашии с ваучерами в основном распростилось.
Это подтвердила регистрация акционеров “Газпрома”, которая в республике завершилась 1 июля 1995 года. Она показала, что в аукционе приняли участие 12,3 тыс. человек, выложив свои 34 тыс. с лишним ваучеров. В итоге на Чувашию свалилось порядка 86 млн. акций “Газ-прома”.
Теперь вернемся к чубайсовским “Волгам” с карандашом в руках. Биржевая цена одной газпромовской акции сегодня — в пределах 280 рублей. Бывало, она и дороже стоила. Один ваучер — это 2500 акций. Выходит, нынешняя стоимость ваучера — где-то 700 тыс. рублей. Ни-сколько не ошибся Анатолий Борисович 14 лет назад, даже сумму на обмывку обеих “Волг” предусмотрел. Ну а семья, вложившая, скажем, три ваучера, сейчас запросто могла бы купить хорошенькую двухкомнатную квартиру.
Акционеры “Газпрома” первого поколения еще не ушли с арены. К ним прибавились новые, уже постдефолтовские. Сколько их всех — знает только реестродержатель, действующий в Нижнем Новгороде. Неплохо живет эта компания. С 1996 года курс акций в 1 доллар вырос в 10 раз. Да еще дивиденды прибывают. За 2004 год на акцию выпало 1,19 рубля, за позапрошлый — 1,5. Есть сведения, что дивиденды за прошлый год составят около трех рублей. Анекдот в тему
Сели Ельцин, Черномырдин и Чубайс в карты перекинуться.
Ельцин тасует карты и говорит:
- Только, чур, не мухлевать, а то сразу по морде!
Черномырдин:
- Да, по наглой, рыжей морде!!!