Данный благоприятный фактор — это, безусловно, показатель позитивной обстановки в экономике в целом. И одновременно не вполне удовлетворительного прогнозирования Министерством экономического развития и торговли. Ожидаемый за этот период уровень инфляции, названный тогда главой ведомства И. Моториным, был крайне пессимистичным.
По многим другим основным показателям итоги экономического и социального развития республики за минувшие девять месяцев, по докладу министра на заседании правительства, оказались достаточно неплохими. На 13,3 проц. (против 4,2 по России) возросли объемы промышленного производства, на 0,3 проц. — сельскохозяйственного (по стране — минус 0,1 проц.) Заметно выше у нас и ввод жилья, товарооборот.
Как отметил министр, это результат возросшего спроса на продукцию республики как за рубежом (экспорт увеличился на 35 проц.), так и на внутреннем рынке. К этому располагал и рост реальных доходов населения — опять же более заметный, чем в целом по стране.
В первую очередь росла заработная плата. Правда, не так, как хотелось бы, особенно на селе. Там подчас в этом плане наблюдаются непонятные явления. Скажем, Яльчикский район по росту объемов производства сельхозпродукции значится на втором месте, а по заработной плате — на 13-м.
Притчей во языцех стала порой нищенская зарплата в малом бизнесе. Да, на многих таких предприятиях в ходу “серый нал”, но в большинстве все же действительно платят меньше “минималки”. Назывались такие предприятия, как новочебоксарский “Строймонтаж”, комсомольский “Стройсервис”. А, скажем, в ООО “Гален” зарплата доходит до среднероссийского уровня.
Наша среднереспубликанская зарплата, по данным министра, ниже средней по РФ почти на 40 проц. Но абсолютизировать эту цифру не стоит, напомнил Президент. Надо посмотреть, какая в республике была зарплата 5-8 лет назад. Сейчас пусть по одному проценту в год, но мы все же догоняем среднероссийскую. А надо бы сокращать разрыв еще быстрее. Но как?
В сельском хозяйстве, например, следует избавляться от “мертвых душ”, лишь числящихся в сельхозкооперативах, а зарабатывающих на стороне, ведь расчет зарплаты ведется и на них.
Бюджет республики, по данным первого вице-премьера — министра финансов Н. Смирнова, исполнялся в целом вполне удовлетворительно. В республиканскую казну поступило 10791,4 млн. рублей доходов, что составляет 75,4 проц. к годовому плану. На 95 проц. профинансирована адресная инвестиционная программа. Но, удивительное дело, образовался профицит средств, выделенных ряду министерств и муниципалитетов на реализацию некоторых программ. То есть осваиваются они плохо, деньги лежат мертвым грузом.
Люди жалуются подчас на недостаточную поддержку малоимущих, детей. Деньги, однако, на них выделяются, и немалые, да только по вине муниципальных чиновников попросту не доводятся до получателей.
Миллионы рублей по линии Минздравсоцразвития предусмотрены на детские пособия. Однако, по словам министра Н. Суслоновой, немало родителей отказывается их получать — слишком много справок надо собрать. А отцы, работающие за пределами республики, говорят, что им работодатели вовсе не дают таких справок. “А кто определяет количество справок для получения пособия?” — спросил Президент. Действительно, кто?
Впрочем, совсем упрощать процедуру оформления пособий тоже не стоит, сказал Н. Федоров, они не зря считаются адресными. Но оптимизировать количество бумаг надо. А тех муниципальных служащих, которые не довели пособия до людей, надо освободить от должностей. “Как вообще можно вовремя уходить с работы, зная, что нуждающиеся в денежной помощи люди ее не получили?” — спросил Президент.
Досталось и главам администраций. Республика получила дополнительно в этом году 800 млн. рублей на строительство дорог. На сегодня востребовано только 64 млн. рублей. А хотим решить дорожную проблему за два года…
Не зря эти, лишь на первый взгляд, частные вопросы, заняли значительную часть заседания. Такой псевдопрофицит только дискредитирует всю бюджетную систему республики, считающуюся в России одной из лучших.