В рамках финансового плана АО «Российские железные дороги» на 2007-2009 гг объем чистой прибыли, как ожидается, существенно вырастет и по итогам 2009 года достигнет 40,8 млрд руб.
При этом, в 2007 году прибыль должна составить 10,1 млрд, в 2008 году — 24,2 млрд рублей, рост доходов компании превысит рост расходов. С учетом роста грузооборота в 2007 году доходы должны вырасти на 13,3%, в 2008 — на 9,6% и в 2009 — на 8,7%. В то же время, увеличение расходов запланировано на 12,2% в 2007 году.
Вместе с тем, заложенных объемов средств недостаточно для покрытия всех расходов железнодорожного транспорта. В связи с этим он считает необходимым привлекать средства частных компаний, развивать операторскую деятельность и создавать в отрасли сегменты рынка.
В рамках финплана запланирован также рост тарифов на перевозки. Так, индексация тарифов на грузовые перевозки запланирована в объеме 8% в 2007 году, 6% — в 2008, 5,5% — в 2009 году. Рост тарифов на регулируемые пассажирские перевозки дальнего следования составит 12% в 2007 году, 11% — в 2008 и 10% — в 2009 году.
Крупнейшее вложение компании на ближайшие годы (около 15 млрд рублей) - строительство новых веток на Кузбассе. Дело в том, что социально значимая перевозка угля в России стоит очень дорого. Соответственно, за счет строительства новых дорог компания рассчитывает снизить стоимость перевозки. К тому же в среднесрочной перспективе операторы грузовых перевозок должны стать частными. Едва ли частники заинтересуются углем - чтобы транспортировать его не в убыток, нужны огромные объемы, а инфраструктуры для этого не хватает. Скорее всего, уголь будет отдан РЖД. Точнее, "Грузовой компании", которая к 1 января 2007 года должна быть выделена из монополии. Компания пройдет процедуру IPO через год после формирования, Владимир Якунин рассчитывает выручить от продажи 49% ее акций "несколько миллиардов долларов". Именно этим и объясняется прогнозируемое снижение объемов внешних заимствований в 2009 году.
На "Грузовую компанию" РЖД сейчас возлагает большие надежды - ведь при общем росте рынка перевозок приходящийся на операторов РЖД объем сократился в 2005 году на 2,57%. А общая доля РЖД в грузообороте снизилась до 68,9%. Якунин объясняет это невозможностью для неповоротливого госхолдинга конкурировать с частными операторами, которые занимаются только выгодными проектами - перевозками удобрений, нефти и нефтепродуктов, руды и черных металлов. А менее рентабельными, но социально значимыми перевозками хлеба и угля они предпочитают не заниматься.
Это и есть проблема при создании не регулируемой государством дочерней структуры РЖД. Ведь если монополисты, как и частные операторы, примут на транспортировку только рентабельные грузы, то в стране наступит катастрофа из-за нехватки угля. А если новый игрок будет, как и РЖД, принимать все без исключения товары, ему будет сложно добиться рентабельности. И тогда инвестпрограмма РЖД будет раздута еще больше - за счет федерального бюджета.
Нина МАСЛОВА