В частности, нашлись несогласные с апрельским постановлением Кабинета Министров ЧР. Этот документ, напомним, ограничивает по времени и торговой площади реализацию алкогольной продукции крепостью более 15 градусов и запрещает продавать такие напитки на смешанных рынках и автозаправках. В суд на Минэкономразвития Чувашии (как на лицензирующий орган) подало ООО «Славянка-Центр», которое занимается розничной продажей алкоголя, главным образом, как раз на одной из известных автозаправочных сетей. По последней информации Нижегородский арбитражный суд подтвердил правомочность апрельского постановления правительства. Однако на вчерашний день торговля высокоградусными спиртными напитками на этих автозаправках продолжалась.
С нынешнего года часть российских регионов приступила к дополнительному контролю реализуемой винно-водочной продукции. Дело это добровольное. Вот и постановление республиканского Кабинета Министров, вступившее в силу с 1 сентября, так и называется — «О добровольной проверке качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории ЧР». По последним данным 14 оптовиков, занимающихся поставками винно-водочной продукции, заключили договоры о добровольной проверке с ООО «ПроСтОр». (Это так называемый оператор по реализации постановления, выбранный на конкурсной основе.) Сейчас 8 поставщиков уже отправляют свою продукцию на дополнительный контроль, а остальные собираются сделать это в ближайшее время. Согласились на добровольную проверку и республиканские производители вина и водки. Им это даже на руку — в какой-то мере ослабляет конкуренцию с привозным алкоголем.
Схема проверок такова. Оптовая организация направляет в «ПроСтОр» документы на экспертизу, и несколько бутылок из партии отбирается на исследование в аккредитованную лабораторию. После проверки содержимого она выдает заключение. Если оно положительное — «ПроСтОр» изготавливает «учетную информацию», иными словами, этикетку, на которой семью степенями защиты огражден от подделок определенный штрих-код. Эта важная бумажечка, свидетельствующая о том, что продукция прошла добровольную проверку на качество, наклеивается на все бутылки данного наименования. Ну а если лаборатория обнаружит некачественный горячительный напиток, то «ПроСтОр» вместо учетной информации выдает оптовику предписание: реализацию продукции приостановить и до указанного срока предоставить информацию о дальнейшем ее использовании. Одновременно сведения о некачественном товаре поступают в Роспотребнадзор.
Законопослушные оптовики обычно беспрекословно возвращают забракованную продукцию на завод-изготовитель. Так поступила и одна из оптовых фирм, у которой в ходе добровольной проверки выявилось не отвечающее стандартам полусладское красное вино российского производства. В то же время это вино, но проверенное у другого оптовика, соответствовало всем необходимым параметрам, и без проблем получило «добро» на реализацию, подкрепленное разрешительной этикеткой от «ПроСтОра».
Кстати, за время добровольных проверок на качество, по данным Минэкономразвития, забраковано три вида вин. Помимо упомянутого — еще сладкая коньячная настойка, тоже от российского изготовителя, и крепленое красное вино болгарского производства. Определенные результаты от такой проверки, конечно, есть. Но утверждать, что она кардинально обезопасит народ от некачественного алкоголя, вряд ли кто отважится.
Во-первых, пока не заключили договоры с «ПроСтОром» четыре республиканских оптовика. Еще двух не нашли по зарегистрированному адресу. Странно. Добросовестных поставщиков и примерных налогоплательщиков обычно не тянет к конспирации. Но даже вроде бы законопослушные оптовики-добровольцы теоретически могут совершить «обходной маневр». Например, такой. Обычно оптовая организация закупает у изготовителя партию продукции, состоящую из нескольких наименований вин. Но на добровольное испытание может быть направлено столько видов вина, сколько оптовик пожелает, даже только одно наименование. И вот, допустим, лабораторные исследования выявили в этом вине существенные отклонения. Оптовик не пускает забракованный напиток в розницу, о чем отчитывается перед контролирующими органами. Здесь все честно. Но зато другие, не исследованные в лаборатории алкогольные напитки из этой партии, спокойно развозятся по магазинам. Гарантии, что они окажутся вполне качественными, в отличие от проверенного вина, никакой.
Тут свое веское слово должна сказать торговля. Многие магазины с сентября отказываются брать на реализацию бутылки без дополнительных республиканских этикеток. Ведь случись что с покупателем, у кого будут самые большие неприятности и убытки? У магазинов, торговавших неудобоваримым алкоголем.
Но так уж у нас повелось: если алкогольные суррогаты гонят в дверь, они лезут в окно. Чем сильнее контроль государства за розничной торговлей «питьевым» алкоголем, тем более падки некоторые граждане на дешевые технические жидкости и подпольно изготовленное пойло. Спрос рождает предложение, которое порой приводит к удручающим последствиям. В последние дни в чебоксарскую центральную городскую больницу то и дело поступают больные с циррозом печени и обострившимся хроническим гепатитом. Наверняка выпили что-то не т?о. Но уж больно число отравившихся велико. «Мы в стране объявили алкоголиков больными людьми — и трогать их не моги. В советские времена дела обстояли иначе. Человека вырывали из алкогольной среды, поместив на два года в лечебно-трудовой профилакторий. На многих это действовало отрезвляюще. А сейчас отравился пьяница, мы его за государственный счет выхаживаем. Извините, но он взрослый человек, прекрасно понимает, что делает. Поэтому пусть лечится за собственные деньги, тем более у нас рыночные отношения. Наказывать надо не только производителей и торговцев, но и потребителей опасных суррогатов. Только так можно защитить жизнь и здоровье граждан от некачественного алкоголя», — считает главный специалист-эксперт территориального управления Роспотребнадзора по ЧР А. Пушкарев. С ним трудно не согласиться.