Его руководители рассчитывали, что затраты на новейшее оборудование из Риги окупятся сторицей. Ведь пивной рынок в то время был относительно просторный. А “Светлые ключи” обещали быть востребованными: варить пиво пригласили опытного специалиста Людмилу Исаеву, перенявшую секреты профессии у своей матери.
Но прошел год, второй, а Людмиле так и не предоставили обещанную квартиру. Уехала она из Шоршел, что сразу заметили любители пива: “Светлые ключи” стали невкусными. В итоге спрос на шоршелское пиво резко упал, денежный поток обмелел.
Но завод еще можно было спасти. Свои услуги предложило научно-производственное объединение “Ината” из Казани. Тамошние ученые и специалисты договорились с руководством Мариинско-Посадского спирт-завода запустить линию по извлечению из зеленых шишек хмеля экстракта на спиртовой основе, чтобы на нем варить пиво. В те годы в районе собирали до трехсот тонн шишек (более трети республиканского урожая). Но шоршелский колхоз отказался от сотрудничества с “Инатой”, боясь, что большую часть доходов она заберет себе. И этот шанс был упущен. А тут набрали силу другие пивоваренные компании республики, вступил в строй завод в Новочебоксарске. На рынке шоршелскому напитку места не осталось. Завод остановился, а следом и сам колхоз обанкротился.
Теперь один сторож Михалыч прохаживается вокруг завода с клюкой в руке. Последний председатель колхоза, чтобы поправить финансовое положение хозяйства, взял взаймы у одного коммерсанта около миллиона рублей, а в залог отдал пивзавод. Расплатиться с долгом колхоз не смог, и завод перешел в собственность кредитора — бизнесмена из Московской области. Но новый хозяин в Шоршелах даже не появился. Да и вряд ли он возьмется за реанимацию завода.
Тем временем оборудование ржавеет, емкости для хранения пива отправляются на металлолом. Само здание еще можно использовать для нужд колхоза, преобразованного в общество с ограниченной ответственностью. Но даже это хозяйству, видимо, не под силу…