СЕГОДНЯ на память о квартире Татьяне Николаевне остался заброшенный фундамент дома, спрятанный за высоким забором на улице Урицкого, 9. И бумажка о расторжении договора инвестиционного вклада с обещанием вернуть ей потерянные деньги.
- Обещали в мае вернуть, - убитым голосом говорит вкладчица «Социнициативы», изо всех сил стараясь заставить себя в это поверить. И ничего другого ей просто не остается.
Да и кого теперь винить бедной Татьяне Николаевне, безоглядно доверившей свои честно заработанные деньги очередному лохотронщику на рынке отечественного жилья. Саму себя? Ведь никто насильно не тащил ее в «СИ» и не вытаскивал из ее карманов 12 тысяч долларов. Да и вообще, в наше время нельзя быть такой простофилей. Сколько раз народ обжигался на «Валентинах», ипотеках и прочих МММ, что пора уже быть умней.
Но кто посмеет бросить камень в архитектора Парпиеву, которая в силу специфики своей работы гораздо лучше разбирается в строительных нормах и правилах, чем в тонкостях юриспруденции, и в святой простоте не смогла распознать за вывеской
«Социнициативы» липовую контору «Рога и копыта».
А может быть, во всем виновата Валентина Багаутдинова, первый директор переславской «Социнициативы», которая красочно расписала Татьяне Парпиевой всю прелесть детища Николая Карасева и уговорила ее доверить финансовой пирамиде все свои деньги? Ведь трудно представить, что юрист Багаутдинова не догадывалась, в какую авантюру она толкает свою хорошую знакомую. Умную и хваткую Валентину Александровну можно обвинить в чем угодно, но только не в слепой наивности и юридической безграмотности. Не случайно уже через год она исчезла с кресла директора филиала «СИ», словно ее там и не было.
А может, обманутая вкладчица Парпиева и иже с ней должны за все благодарить городскую администрацию? Ведь счастьем появления в городе некоммерческого партнерства «Поиск-Московия» и ее задушевной подруги «Социальной инициативы» переславцы обязаны мэру и его команде. Еще живо в памяти народной, под каким великолепным соусом были поданы эти московские конторы, какие грандиозные строительные проекты сотрясали Переславль. Город ждало великое переселение. За четыре года корпорация, возглавляемая достославным академиком РАЕН Николаем Карасевым, грозилась построить в городе 100 тысяч квадратных метров жилья, а объем инвестиций в город должен был превысить 40 миллионов долларов. Ошалев от таких цифр и от перспективы бесплатного получения квартир, жители ветхих и аварийных домов уже принялись упаковывать чемоданы, готовясь к предстоящему новоселью.
Эту уверенность подкреплял и трехсторонний инвестиционный контракт на строительство жилья, подписанный 22 ноября 2003 года городской администрацией с финансовой корпорацией «Социальная инициатива» и некоммерческим партнерством «Поиск-Московия». Согласно ему город и преподнес дорогим гостям на блюдце с голубой каемкой все свои резервные земли в шестом и десятом микрорайонах.
- Я помню, как господин Карасев со товарищи подъехал на крутых тачках к зданию администрации, - рассказывает бывший руководитель крупнейшего строительного треста Советского Союза, а ныне заместитель председателя городского общества инвалидов Борис Тукаленко. - Тут же в дверях встала его охрана, а сам дорогой гость пожаловал в актовый зал, где его ждали руководители предприятий и учреждений, местные журналисты. В то время я был членом городской избирательной комиссии, которая находилась в здании мэрии. И тоже поднялся на третий этаж. Хор гостей и хозяев звучал в унисон. Среди руководства города царила полная эйфория. Раздавались слова об этапной вехе в возрождении древнего русского города, о невиданном счастье, какое Переславлю свалилось с неба. Дождавшись разрешения задавать вопросы, я встал и начал высказывать сомнения по поводу всей этой затеи. Но меня тут же зашикали и оборвали. Я плюнул и вышел из зала.
Так неужели и впрямь доблестные юристы администрации во главе со старшим советником юстиции бывшим заместителем межрайонного прокурора Татьяной Лобановой ни сном ни духом не ведали о том, кто идет в город? Причем не самозванцами, а по приглашению самой администрации. Неужто и сомнений никаких не было?
Ведь «Социнициатива» выскочила на отечественные просторы, как черт из табакерки. Никто о ней в стране и слыхом не слыхивал, а тут вдруг разом такая крутая компания. И все у нее есть: и уникальные финансовые технологии, и опыт строительства на рынке жилья, и собственный капитал превышает 130 миллионов долларов, и инвестиционный портфель не выдерживает тяжести трех миллиардов баксов. Уже одно это должно было насторожить опытных законников. Не говоря о том, что они обязаны были предупредить не сведущих в юридических тонкостях горожан: «Социальная инициатива» - коммандитное товарищество, и его вкладчики сполна разделяют риск финансовой деятельности компании.
Впрочем, какие могут быть претензии к юристам, слепым исполнителям хозяйской воли. Не надо забывать, что за времена были на дворе осенью 2003 года, какие страсти кипели за обладание креслом градоначальника. И в этой борьбе цель оправдывала средства. А потому и ответ на сакраментальный вопрос: кто виноват во всех нынешних бедах вкладчиков «Социальной инициативы» - не представляет особого труда. Во всем виновата предвыборная кампания.