«5S» — система наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины с участием всего персонала предприятия. Термин происходит от японских слов: seri («сортировать»), seiton («ставить на место»), seisi («наводить чистоту»), seiketsu («стандартизировать»), shitsuke («поддерживать»).
По словам Семена Млодика, система «5S» хорошо зарекомендовала себя во всем мире. Нельзя сказать, что она является панацеей от производственных проблем. Система — это прежде всего инструментарий, позволяющий повысить производительность труда и дисциплину сотрудников. Внедряя ее, предприятие стремится учесть существующий мировой опыт и при помощи квалифицированных консультантов адаптировать ее к своим условиям.
Практика многих компаний показывает, что, используя последовательные приемы организации рациональной рабочей среды, можно добиться заметных результатов в увеличении производительности, снижении брака, улучшении качества. Это создаст основу для внедрения последующих организационных технологий — ТРМ (производительное обслуживание оборудования с участием всего персонала) и системы «Канбан» (точно в срок).
В России систему «5S» успешно внедряют многие предприятия. А американская компания Caterpillar, прямой конкурент чебоксарских тракторостроителей, использует ее на всех своих предприятиях, в том числе и на заводе в Тосно (Ленинградская область). Так что нельзя говорить, будто японская система не подходит для россиян. Генеральный директор «Промтрактора» привел пример одного из предприятий группы компаний «Тойота», которое он сам посетил. Работавшие там бразильские рабочие не имели практически никакого образования и в то же время успешно освоили нужные принципы. «Наши люди гораздо грамотнее, и будет странно, если они не справятся», — сказал С. Млодик. А еще он пообещал участникам группы внедрения системы организовать экскурсию на предприятия «Тойоты» для непосредственного изучения опыта на месте. Между тем еще в 2001 году «Промтрактор» одним из первых в России сертифицировал систему менеджмента качества, аналог японской TQM (всеобщее управление качеством).
Историческая справка: «Необходимо догнать Америку за три года. В противном случае автомобильная промышленность Японии не выживет», — сказал в день поражения Японии во Второй мировой войне президент компании Toyota Motor Company г-н Тойода (Toyoda). В то время автомобильной промышленности Японии практически не существовало. Однако уже в 1970-е годы началось японское «наступление» на Америку, а в 1980-е американская промышленность потеряла около 30 проц. своего внутреннего рынка. Такой рывок, заметим, был принят на основе внутренних и крайне ограниченных ресурсов. Директора американских заводов, специалисты по персоналу и консультанты сотнями посещали Страну восходящего солнца, стремясь раскрыть секреты «чуда» своих японских конкурентов. В интервью газете New York Times один из менеджеров-американцев так описывал впечатления от «5S»: «Сначала ничего особенного я не увидел: никто не работал в суперскоростном режиме. Но затем до меня дошло: никто не слонялся в поисках запчастей или указаний. Они все работали на прибыль». Есть над чем задуматься, не правда ли?