С начала 90-х годов прошлого века в результате банкротств прекратили свое существование несколько десятков тысяч предприятий. Меж тем, признание предприятия банкротом далеко не всегда предполагает прекращение его деятельности. Причины банкротных смертей не сводятся к несовершенству законодательства. Здесь весьма трагичную роль играет человеческий, и даже, пожалуй, «родственно-дружеский» фактор.
Как известно, хорошие связи – это даже больше, чем хорошие деньги. Чтобы заполучить приглянувшееся предприятие, родственно-дружеские связи используются по полной программе. Достаточно, чтобы была хотя бы одна ниточка, которая ведет к директору предприятия, управляющему или высокопоставленному чиновнику.
Связи с директором дают возможность претендующим на заполучение преуспевающего бизнеса договориться о том, чтобы предприятие накопило достаточно большие долги по обязательным платежам. Затем на сцену выходит подставной кредитор – он создается заранее, искусственно, обычно сумма задолженности предприятия перед ним невелика. Этот сомнительный кредитор играет роль истца в арбитражном суде. Судебные органы, естественно, вводят процедуру внешнего управления. Именно это и требуется претендентам на бизнес: скупив пакет долгов, они отбирают себе управляющего, который за символическую плату продает активы предприятия структурам, приближенным к команде претендентов на бизнес.
Свой арбитражный управляющий – почти гарантия успешного захвата предприятия. Обычно ангажированный управляющий создает дочерние предприятия и передает им активы. В результате на самом предприятии почти ничего не остается, бизнес передан в новые руки, а доказать злой умысел управляющего не так-то просто. Все эти действия ведутся под прикрытием заявлений о том, что делается все возможное для спасения предприятия. Спасти предприятие, передав активы новому собственнику, действительно можно. Вопрос только в том, кто является этим собственником.
Связи с главой местной администрации – тоже неплохая карта в игре по захвату чужого процветающего бизнеса. Любому предприятию можно создать условия для гибели, потребовав с него больше налогов, лишив льгот, что-то ограничив или запретив… Дальше – запускается механизм банкротства, а остальное – дело техники.
Налаженный доходный бизнес всегда будет возбуждать аппетит у определенных людей и структур. А наличие связей дает возможность захватить эти предприятия. Противопоставить подобной неблагоприятной тенденции практически нечего. Парадоксально, но иметь отлаженный бизнес в России просто опасно.
Татьяна РУСИНОВА.