25 мая, накануне семинара о реформе местного самоуправления, который должен пройти в Нижегородской области участием спикера Госдумы Бориса Грызлова, в конференц-зале газеты «Биржа» прошло очередное заседание «Нижегородского эксперт-клуба», посвященное проблемам, связанным с реализацией закона об общих принципах организации местного самоуправления. АПН-НН представляет вниманию своих читателей фрагменты стенограммы заседания эксперт-клуба. Полный текст стенограммы будет опубликован на сайте АПН-НН через неделю.
Роман Антонов, председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области:
Понятно, что налоговая база, которая будет у Нижнего Новгорода после вступления в силу закона об общих принципах организации местного самоуправления, не позволит городу иметь финансовую независимость – это абсолютно точно. Все должны это понимать. Потому что если мы нормативы утверждаем, то мы их утверждаем не только для Нижнего Новгорода, а для всех 664 муниципальных образований региона. Нужно понимать, что Тонкино, Тоншаево, Варнавино будут с дефицитом, и чтобы их выровнять, нужно будет, грубо говоря, записывать дырку в областном бюджете. Поэтому здесь оттолкнулись от тех муниципальных образований, которые являются донорами, подогнали цифры, чтобы у них не было профицита бюджета.
Сейчас основная задача всех вообще, начиная от губернатора и кончая действующими главами, выстроить вертикаль власти. То есть, чтобы глава муниципального района и глава поселения были людьми одной команды. Если этого не произойдет – все… Начнется война по поводу полномочий. Скажут: «Дайте нам денег, мы будем свои котельные сами содержать»,- в результате тариф в котельной, которая на газу, будет отличаться от тех, которые на мазуте. Люди этого понимать не будут. И пошло-поехало.
Сейчас нужно будет искать разумных депутатов и районного главу. Это огромная проблема. У нас в Нижегородской области это более-менее мягко пройдет, потому что у нас нет такого колоссального налогового потенциала, кроме Кстово. А представьте Московскую область – что там получится. Получится, что начальник муниципального района, который сейчас там самый главный, самый авторитетный с 1 января окажется совершенно в других условиях. Например, Балашиха, в которой все предприятия, а не в Балашихинском районе. Глава района получается царь без царства, а мэр Балашихи будет королем. И там выступал председатель Законодательного собрания района, и он сказал, что ладно, решим – вплоть до перестрелки. С учетом того, что там криминализованная ситуация, он сказал: «Вы не понимаете, что вы делаете». Они со всем согласны. Но представляете, какая будет вражда между районом и городом?
В настоящее время бюджет Нижегородской области дефицитный. И мы занимаемся балансировкой бюджета: мы отнимаем у тех, у кого много доходов и отдаем тем, у кого доходов нет. 131-ый федеральный закон сделал основное – он закрепил на неопределенный срок все – и нормативы отчислений, и все эти фонды, и как их делить, то есть методику распределения средств этих фондов. Как только мы с 1 января принимаем наш закон о межбюджетных отношениях и закон о бюджете на 2006 год, мы не сможем ни от кого ничего забрать. Вот будет Нижний жировать сидеть, Тоншаево будет задыхаться, а мы только сможем обновить областной бюджет, с какой-то статьи собрать и дать им кредит, процентный причем. То есть не будет механизма выравнивания бюджетов. Поэтому очень важно понять, как нам сверстать межбюджетные отношения, для того, чтобы у нас всем опять было равномерно… плохо. А вы думали, что 131-ый закон – это благо что ли? Денег ведь от этого больше не становится.