Вы заметили, как удивительно нефотогеничным становится город? В портфолио наших фотографов находишь одни и те же виды Архангельска. Совсем исчезло архитектурное единство, город изуродован "современными" зданиями, не на чем остановить глаз. Популярные сегодня на всех уровнях разговоры о создании брэнда города должны стать попыткой определить: кем и чем считает себя город, пока его образ окончательно не исчез, "как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке".
(М. Фуко)
Художественные выставки последних лет похожи друг на друга: они не несут никаких открытий, никаких новых прочтений, не спасают никакие концепции. Что же с тобой, "город с именем ангела"? На этом безрадостном фоне выставка "Северная икона. Современное храмовое искусство" (выставочный зал Союза художников) явилась откровением. Художник-график Александр Позднышев, который стоял у руля Союза художников Архангельска одиннадцать лет, не уставал повторять, что возвращаются времена, когда можно гордиться творчеством современных архангельских художников.
В старину иконы называли книгами для неграмотных. Сегодня напротив - тому, кто и как изображён на иконе, необходимо обучать не только детей, но и взрослых. За многие годы мы разучились понимать иконописный образ: нам не знакомы ни сюжеты Священного писания, ни особенности условного символического языка иконы и всего храмового искусства. Мы так мало знаем о себе, о своей культуре. Спросите взрослого гражданина, каков художественный вклад России в мировое изобразительное искусство? Живопись 17-19 веков? Надо признать, что творчество русских художников интересно в основном России. И только русская икона неповторима и уникальна.
Когда-то в детстве летом у бабушки мы с детьми играли в разрушенном храме. Остались только стены, и лишь в куполе сохранилась роспись - оттуда на нас смотрел "строгий Боженька". Мы чувствовали его взгляд отовсюду и побаивались. Много позже, будучи студенткой, я зашла в храм и была поражена: высоко в куполе во фресковой живописи я узнала знакомый с детства образ. Из книг Б. В. Раушенбаха, отца Павла Флоренского, я узнала о каноне, изводе, обратной перспективе - икона становилась ближе. На самом деле это - искусствоведческий путь открытия для себя иконы. Правильнее и лучше знакомство с иконой начинать с самого детства - в семье или в воскресной школе.
Но вернёмся к выставке. Современная нам иконопись - весьма малоизвестное явление культуры. Даже среди специалистов бытует мнение о том, что иконописный канон сковывает художественные способности мастера и сильно тормозит развитие храмового искусства. Часто звучало: "Это же копии, а не собственное прочтение. Как можно говорить о таланте?". Но, во-первых, копирование воспитывает вкус в любом мастерстве, и, как сказал один из героев фильма Бертолуччи, "Когда кто-то создаёт копию, он повторяет жест, он повторяет действия гения". А во-вторых, разные мастера, с разным художественным складом осваивают сложное искусство древнего христианского канона и создают очень разные произведения с одним названием - икона. Произведения мастеров-иконописцев ясно говорят о том, какими значительными историческими знаниями и художественными приёмами должен владеть мастер при их выполнении. "Огромная духовная ответственность лежит на монастырских иконописцах, ведь они продолжатели традиций искусства легендарной Византии и православной Руси, великого дела древних мастеров", - отметил архимандрит Трифон, настоятель Антониево-Сийского монастыря. На выставке представлены работы Сергея Егорова, Евгения Петухова, Игоря Лапина, Тамары Трофимовой, Лидии Кузнецовой.
К сожалению, выставка продлилась недолго, оно и понятно: часто только что написанную работу уже ждут в храме. И ещё одно, на мой взгляд, очень важное наблюдение: проведение этой выставки, несомненно, является лучшей церковной проповедью и служит знакомству общества с таким видом современного искусства.
Закончить хочется фразой: "Бог спасает человека, но не без человека". Видимо, услышал Господь твои молитвы, "город с именем ангела".
Марина Дубенкова