Экранизация «Призрака оперы» – самого прибыльного мюзикла в истории шоу-бизнеса – ничем не обманывает ожиданий. Если вы чего-то ждали, конечно.
Удивительно, до чего уроды занимали воображение людей три четверти столетия назад. Классическая постановка «Призрака оперы» с Лоном Чейни и «Уроды» Тода Браунинга вышли с промежутком в семь лет. Изувеченные лица тогда уже перестали быть диковинкой, игрой природы, какими их видела рациональная викторианская эпоха, трагический романтизм Виктора Гюго, с его Квазимодо и Гуинпленом, также подувял.
Возможно, всему виной первая мировая, давшая безграничный материал для челюстно-лицевой хирургии. Однако уродство, словно печать греха, стало намекать на некую двусмысленность природы монстра, обещая как благородство, так и коварную злокозненность.
Мы, счастливые обитатели эпохи, когда пластическая хирургия исправляет уже в основном последствия обжорства, а не взрывов, с уродством сталкиваемся редко.
Трагическое чудовище, которое строчит гениальные партитуры в сырых подвалах Парижской оперы, изнывая от любви, – фигура малопонятная.
Дарио Ардженто, человек со вполне барочным мышлением, предложил в своей экранизации более убедительное объяснение затворничеству Призрака: просто его усыновили и воспитали крысы, поэтому он там и живет. Эндрю Ллойду Уэбберу, поставившему в 1986 году знаменитый мюзикл, а вслед а ним и постановщику новой экранизации Джоэлу Шумахеру, помог случай. При создании мюзикла выяснилось, что в сложном гриме, а тем более маске, чертовски трудно петь. Выходом стала полумаска, закрывающая верхнюю часть лица, а Призрак, таким образом, превратился из чудовища в слегка попорченного человека. Материал для Шумахера знакомый.
Если кому-то чудом удалось избежать знакомства с мюзиклом Уэббера, изрядно сократившего роман Гастона Леру, то история «Призрака оперы» (The Phantom of the Opera) выглядит примерно так. В катакомбах под зданием Парижской оперы живёт гениальный композитор Эрик, известный как Призрак Оперы. Уродство отрезало его от мира людей, но не вполне – традиционно Эрик получает отчисления от деятельности заведения, поскольку запросто может убить любого, кто посмеет ему перечить. Юная актриса Кристина – единственная страсть Призрака, помимо музыки. Втайне от всех он обучил девушку петь как ангел и ценить музыку превыше всего. Этой гармонии наступает конец, когда появляется Рауль – молодой человек, с которым Кристина дружила в детстве.
Вспыхивает чувство, Призрак в ярости – девушка предала не только его, но и музыку. Сама Кристина также в смятении – мрачная бездна тёмной страсти, в которую зовет её Эрик, оказывается едва ли не притягательней, чем мирное семейное счастье с Раулем.
Все очень мучаются – и чем сильнее страдают герои, тем мощнее устремляется под своды Парижской оперы бессмертное ту-ду-ду-дум Э. Л. Уэббера.
Джоэл Шумахер, снявший двух «Бэтменов», работал под пристальным вниманием Уэббера, полностью курировавшего проект. Союз оказался взаимовыгодным: Уэббер не дал Шумахеру окончательно превратить Призрака в Бэтмена, ограничившись общим сходством. Шумахер покрыл Париж тенью Готэм-сити. В результате усилий двух художников появилось нечто изысканное и громоздкое, как резной паланкин для слона.
Ключевым словом является «идеальность» – на меньшее Уэббер, вероятно, был не согласен. Идеальный мюзикл, идеальное исполнение, идеальное развлечение. Примерно так и получилось – при условии, что вам нравится эта музыка. Всё проникнуто величием момента – наконец состоялась экранизация театрального творения, признанного самым прибыльным арт-проектом прошедшего столетия. Пышность подмостков сменяют мрачные воды подземной реки, текущей сквозь подвалы театра к убежищу Призрака.
Блондин Рауль бьется с брюнетом Эриком на острых шпагах.
Все, что есть красивого на свете, появится в фильме – даже роза на снегу будет, ей-богу.
Но самое странное – среди этого назойливого великолепия, больших страстей и устрашающих бюджетов почти незаметно разместилась очень достоверная история женщины, выбирающей между двумя мужчинами, неожиданно изящно сыгранная Эмили Россум. И когда отгремит канонада высокого кича декоративного обезвреженного модерна «Призрака оперы», в памяти остаётся паника женщины, осознавшей, что выбирая мужчину, она выбирает себя.
«Газета.Ru»