На телеэкраны наконец выходит «Конвой PQ-17» - экранизация романа В. Пикуля про подвиг советских и союзных моряков.
Похоже, мысль «зритель любит военные фильмы» пришла в голову всем телепродюсерам одновременно. Восьмисерийный сериал «Конвой PQ-17», снятый по культовой когда-то повести Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17», должен был выйти на телеэкраны ещё в мае - к Дню Победы. Однако продюсеры, поразмыслив, отложили премьеру на сентябрь, что бы один из самых дорогих телепроектов последнего времени «не затерялся в ряду других фильмов о войне». Но в сентябре ситуация оказалась ещё хуже – сначала Первый канал запустил «Диверсант», затем военной тематикой перетягивали зрителя «Россия» и НТВ – практически одновременно шли «Штрафбат», и, поставленный в сетку вместо плановой «Фабрики грёз» сериал «На безымянной высоте».
Соваться в эфир с еще одним «военным» проектом было бы безумием, поэтому премьера была в очередной раз отложена – на ноябрь. И вот вчера наконец мы увидели первую серию «Конвоя PQ-17».
Сериал был разрекламирован задолго до выхода на экраны. Экранизация Пикуля была объявлена «прорывом российского кино» в области компьютерной анимации – подводные атаки, пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы и линейные крейсера – всё это делалось на компьютере.
Виртуальные двойники военной техники, все сражения под водой, на земле и в воздухе, всё, «начиная от корабельной заклепки и кончая маркировкой торпед», в общей сложности 229 сцен было создано для этого фильма на студии компьютерного дизайна.
Помимо торжества технической мысли, нас обещали ещё и избавить от пресловутой «пшёнки» - грубейших ляпов и передергивания исторической правды, которыми так «отличились» недавние премьеры - особенно «На безымянной высоте».
Создатели фильма с упоением рассказывали, что «и режиссеру, и актёрам пришлось с головой погрузиться в архивные документы и общаться с целым штатом консультантов», поэтому события восстановлены скрупулезно.
Затравленные заградотрядами и упырями-особистами любители военной истории доверчиво приподняли голову – неужели дождались? Оптимизм внушала и тема, к которой обратились киношники. «Запороть» историю подвига моряков из каравана PQ-17 практически невозможно – настолько выигрышна эта тема. Здесь есть всё для того, что бы зритель в ажиотации прилип к экрану.
Увы, но, похоже, режиссеру Александру Котту удалось невозможное – сделать из этого ярчайшего эпизода Второй мировой войны тягомотное, навевающее сон зрелище.
Да, действительно, список консультантов включает несколько десятков фамилий, но это не избавило картину от грубых ляпов. Так, один из фашистских офицеров-подводников всю серию щеголяет в тельняшке, которых немцы отродясь не носили, это примерно то же самое, как обрядить советских североморцев во французские береты с помпонами. Но бог бы с ним, в конце концов, подобные проколы режут глаз только знатокам истории, которых среди зрителей не так много.
Гораздо хуже, что сценаристы грубо грешат против исторической правды в смыслообразующих вопросах. У любого мало-мальски знающего историю вызывает изумление паника, охватившая немецких подводников после того, как они поняли, что потопили нейтральной судно. Дорогие мои, никакой особой чувствительностью в этом вопросе фашисты не отличались. Счёт потопленных немцами судов во Второй мировой начался с гражданского судна - 3 сентября 1939 года лодка «U-30» потопила безвинный пассажирский лайнер «Атения», и капитан лодки Фриц-Юлиус Лемп стал национальным героем. С сентября 1942 года и до конца войны немцы пустили на дно 1015 судов, более ста из них были «нейтралы», и никто по этому поводу не комплексовал. Поэтому вряд ли стоило заставлять одного из офицеров впадать в ступор и панически причитать: «- Капитан, что же ты скажешь папе-Дёницу?».
Это какому Дёницу? Это тому Дёницу, который совместно с командующим ВМФ Эрихом Рёдером еще в 1939 году представил Гитлеру докладную записку в которой прямым текстом было предложено: «Командирам (подводных лодок) следует предоставить полную свободу действий и разрешить им топить все вражеские и нейтральные (!) суда»?
Но даже это не самое плохое. Тот же «Штрафбат» всё-таки очень талантливый фильм – режиссерская и операторская работа и игра актёров – выше всяких похвал. А фильм Котта, к сожалению, эту планку, выставленную последними работами, не взял.
Перед нами откат к худшим традициям дешевого доморощенного «мыла» - безжизненные диалоги, неумение сценаристов закрутить интригу, картонные герои, и, следовательно, никакая игра актёров. Что уж говорить о режиссуре… Достаточно посмотреть на подбор актёров – ну кто поверит, что этот застенчивый мальчик с усами и чёлочкой и есть тот неистовый фюрер, которому в описываемое время было, между прочим, изрядно к шестидесяти… Очень хотелось бы ошибиться, но, похоже, в оставшихся сериях нас ждёт та же самая вязкая жвачка. А пресловутые спецэффекты, занявшие в первой серии в общей сложности секунд двадцать, своей «мультяшностью» напоминают заставки к компьютерным играм типа «Морской бой».
Есть такой дурацкий анекдот: «Идёт ёжик с автоматом. Не смешно, зато про войну». Похоже, именно из-за этой незамысловатой аргументации нам предстоит посмотреть ещё немало телехалтуры.
"Газета.Ru"