Герои современной экранизации сказок братьев Гримм занимаются любовью под дулом ружья, выходят замуж за хирургов и перемешивают все жанры кино со сказочной кровожадностью.
Страшную сказку решил рассказать голландский режиссер Алекс ван Вармердам. Он помнит ее с детства. Называется «Хансель и Гретель», сочинение братьев Гримм. Когда-то они поведали маленькому Вармердаму историю о том, как братика и сестричку оставили в лесу помирать, как они спаслись и что с ними было дальше. Когда Вармердам вырос и стал большим режиссером, он решил переиначить любимую сказку и в память о братьях назвал ее страшным словом «Grimm», которое в московском прокате разрослось до дежурного наименования «Новые сказки братьев Гримм».
У Вармердама Хансель и Гретель превратились в Якоба и Мари. Детьми их можно назвать с большой натяжкой. На вид это вполне половозрелые человеческие особи, хотя и ведут себя довольно инфантильно. Странно даже не то, что отец заводит иждивенцев в лес и там бросает, а то, что они сами еще никуда не сбежали из родительского дома.
Когда Якоб и Мари поняли, что отец решил избавиться от них, они горько заплакали. В лесу было холодно, и они не знали куда им идти. Хоть мать и написала им, чтобы они отправлялись в жаркую Испанию к дяде, но где эта Испания, кто ее знает.
Стемнело. Якоб и Мари замерзли и проголодались. И тут они увидели собачку, которая попалась в капкан. Якоб взял палку, убил собачку, развел костер и стал жарить мясо.
Тут пришел фермер с ружьем, сказал, что собачка была его, и повел молодых людей к себе домой. Дома ждала жена фермера, страшная толстая тетка. Ей понравился Якоб, и она захотела заняться с ним сексом. Якоб не хотел. Но фермер с ружьем обещал его пристрелить, если откажется.
И тогда Якоб и Мари поняли, что жить в этом доме нельзя, и решили сбежать. С помощью подвешенного к потоку стола они справились с фермером и его женой, сломали стену и вырвались на свободу. Потом брат и сестра попали в город, где убили какого-то мужика, чтобы взять у него денег на жизнь. Мужик был злой, и его в общем не жалко. Из города они отправились на мопеде в Испанию.
Испания началась как-то сразу после Голландии. Ехали-ехали по холодной серой стране, а потом – раз и попали в жаркую и яркую. Дяди в Испании не оказалось, потому что он умер. И жена его тоже умерла. Зато Мари нашла себе мужа, богатого хирурга, у которого есть большой красивый дом. Просто сидела на скамейке, а он тут же и появился, как в сказке. В доме хирурга Якоба и Мари ждут новые опасности и испытания, не менее ужасные и абсурдные, чем и все предыдущие.
Такое впечатление, что Вармердам не особенно задумывался над сюжетом своего фильма, который раскручивается как бы сам собой, по какой-то своей сказочно-бредовой логике. Формально «Гримм» построен как роуд-муви, в каждой точке которого героев поджидает смерть. Вармердам ни на чем долго не задерживается и переходит от эпизода к эпизоду так, словно тасует гадальные карты.
Что там у нас выпало? Пиковая дама? Ага, значит, у хирурга есть злая сестра, которая захочет убить Якоба или Мари или и того и другого.
Иногда он задерживается ради выразительного кадра или сочной реплики, секунду медлит и катится дальше.
В отличие от старых сказок, в которых есть движение от несчастливой жизни к счастливой через череду испытаний, новая сказка Вармердама, отправившись из мрачного родительского дома, так никуда и не приведет. Якоб и Мари, временами напоминающие Бонни и Клайда, так и будут шататься по Европе без цели и смысла, ради приключения как такового. А череда испытаний никак их не изменит и ни к чему не приведет. Современная сказка, по Вармердаму, жестока, абсурдна и бесконечна. Его фильм — это все сказки братьев Гримм, смешанные с триллерами, вестернами и ужастиками, заряженные вместо гуманизма и нравоучительности сексом и насилием. Каково время – такова и сказка, видимо, считает Вармердам.
Потеряться в лесу можно с 4 ноября в кинотеатре «МДМ-кино».
Газета.ru