Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Нанесение полиуретана на женщин

Лига-пресс, (17:20) 28 января 2005 г.

Нанесение полиуретана на женщин
             Начало биеннале подтвердило, что, несмотря на Швыдкого, оккупацию станции метро «Воробьёвы горы» и приглашённых знаменитостей, шедевры редки.

Суровая русская зима не отменила вернисажной программы биеннале, но привнесла в неё незапланированную нервозность. Ёжась и покашливая, гости выныривали из пурги с одинаковым выражением на лицах: ну и где тут ваша хвалёная выставка, ради которой мы припёрлись в эдакую непогоду? Вернуть бодрость духа мог бы экстраординарный класс экспонатов – или соответствующие сезону напитки. С шедеврами задалось не очень, и публика в бывшем музее Ленина приводила себя в чувство вторым, давно апробированным способом.

Это происходило под вечер, на официальной церемонии открытия, а до того энтузиастам современного искусства пришлось подвергнуться ряду испытаний. В четыре часа дня на продуваемой всеми ветрами станции метро «Воробьёвы горы» прошла презентация двух видеопроектов. Вторжение биеннале в городскую среду, о котором загодя все уши прожужжали, носило довольно скромный характер: на мраморных стенах крутились бессюжетные ролики от немца Йона Бока и пуэрто-риканской команды Аллора&Кальсадилья. Может, и сейчас ещё крутятся.

Заокеанские видеоартисты отсняли фильм о том, как здорово гонять по родным просторам на мотоцикле, привязав к выхлопной трубе трубу оркестровую – в паузах между поездами слышались звуки её тоскливой рулады.

Содержание германского сюжета отобразить не берёмся, ибо ничего в нём не поняли. Может, кто из пассажиров метро окажется посообразительнее. Хотя вряд ли кто догадался, глядя вчера из окна поезда, почему вдруг на платформе возникло такое столпотворение, да ещё под присмотром милиции.

Наиболее зоркие могли различить фигуру Михаила Швыдкого, но и это им едва ли что объяснило. Так вот, они наблюдали не митинг протеста и не флэш-моб, а культурное мероприятие международного масштаба.

Помёрзнув в одном месте, присутствующие двинулись мёрзнуть в другое. Музей архитектуры разместил инсталляцию Кристиана Болтански «Призраки Одессы» в так называемом флигеле-руине, который, как вы догадываетесь, не только не отреставрирован, но и неотапливаем. Правда, произведение прославленного француза способно было ненадолго отвлечь от климата: развешанные под стропилами пальто и ватники хоть и никого не грели, но завораживали. По стенам захламлённой подсобки метались силуэты наподобие театра теней, а по соседству, в Аптекарском приказе, колыхались простыни с нарисованными на них глазами. Образ Одессы, доставшийся Болтански по наследству от дедушки-эмигранта, мало похож на привычный нам, но в выразительности ему не откажешь.

Там же, во дворе Музея архитектуры, в дощатом сарайчике демонстрировались работы модной израильтянки Михаль Ровнер.

Внутри круглых стеклянных ёмкостей роилось что-то мелкое и разноцветное – словно колонии микробов под сильным увеличением. Постепенно выяснилось, что речь идёт, напротив, о многократном уменьшении: Ровнер снимала строго сверху специально проинструктированную массовку. Нас то есть, хомо сапиенсов.

Вот и думаешь, глядя на узорчатые хороводы – то ли грустить по поводу человеческой ничтожности, то ли восхищаться нашей способностью служить материалом для талантливой мизантропки.

А в анфиладе МУАРа был устроен массированный видеопоказ, где с персонажами обращались более гуманно – их расспрашивали о жизни, им предлагали исполнять оперные арии, для них играли уличные оркестры. Трогательно, но дико скучно.

Следование прогрессивным веяниям приводит к тому, что видеоарт превращается в плохое документальное кино с бесконечным пережёвыванием «социалки». Конечно, и на Каннском фестивале не без этого, вспомнить хоть последнего лауреата, но там – скорее, казус, а здесь настойчивая тенденция. И ещё молодыми художниками называются.

Впрочем, некоторые попытки развеселить публику вызывают не меньшую зевоту (это мы уже мысленно переместились в эпицентр биеннале, в бывший музей Ленина).

Скажем, испанец Сантьяго Сьерра демонстрирует видеопроект «Нанесение полиуретана на 18 женщин». Для чего полиуретана, почему именно на женщин и именно на такое их количество? Если спросить автора, он наверняка растолкует, но спрашивать совершенно не тянет. Или ещё интернациональный перформанс на тему отмены перформанса. К видео прилагается бумажная стенограмма с долгими препирательствами, почему всё-таки представление теперь не состоится, хотя у нашего классика сказано об этом давно и лаконично: театр закрывается, нас всех тошнит. Кто развлекает на всю катушку, так это «Синие носы». Приём с мельтешением человечков на дне картонных коробок ими эксплуатируется давно, однако для толп неискушённых зрителей, которые здесь ожидаются, он может оказаться в диковинку. Устроенный же австрийской командой «Желатин» выносной фанерный сортир а ля рюс (то, что у нас именуется удобствами во дворе) нашу публику рассмешит едва ли. Можно даже допустить, что какие-нибудь гости столицы из далеких окраин примут этот объект не за произведение искусства, а за функциональное сооружение.

А самые нервные неизбежно будут шарахаться от разбросанных по экспозиции предметов, имитирующих взрывные устройства: Давид Тер-Оганьян, прикрепив скотчем таймеры к батонам колбасы, пачкам макарон и прочим мирным предметам, призывает нас улыбнуться над нашими фобиями.

Улыбнуться можно, конечно, но вдруг рванёт? Для спокойствия публики автор назвал проект «Это не бомба». Так ведь настоящие террористы тоже не афишируют свои намерения. Словом, что-то здесь не додумано.

При обилии экспонатов чего-то выдающегося, безоговорочно ценного найти не получается. Будем считать, что нас просто знакомят с мировыми тенденциями. Не от всех из них можно прийти в восторг, но сплошного восторга никто и не обещал. Зато обещали продвинутость – вот этого здесь навалом. А шедевры редки всегда.

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

«Интервидение» возвращается: Путин возрождает легендарный музыкальный конкурс в Москве

Россия официально объявила о проведении обновлённого конкурса «Интервидение» в 2025 году. Как советское наследие превращается в площадку для культурного диалога стран БРИКС.

«Работа не вол»: учителя требуют платить за переработки, но шансов мало

Профсоюз педагогов предложил считать сверхурочными часами нагрузку свыше 18 уроков в неделю. Минпросвещения игнорирует проблему, а коллеги-эксперты спорят: повышение ставок или оплата переработок спасёт школы от коллапса?

Россия вкладывает 210 миллиардов в лекарства от старости и рака: что изменится в медицине

Вице-премьер Татьяна Голикова обозначила приоритеты масштабного нацпроекта по здоровью — от замедления старения клеток до персонализированных препаратов против рака. Рассказываем, на что пойдут деньги и какие технологии станут доступнее.

Трамп связал авиакатастрофу в Вашингтоне с очками ночного видения: что известно

После столкновения пассажирского самолета и военного вертолета над Вашингтоном Дональд Трамп предположил, что экипаж вертолета мог не заметить лайнер из-за очков ночного видения. Расследование продолжается, но уже сейчас возникают вопросы к действиям пилотов и диспетчеров.

Трамп возрождает «Звездные войны»: Новая эра ПРО и радикальные реформы армии США

Администрация Трампа объявила о создании масштабной системы противоракетной обороны, напоминающей программу Рейгана, и радикальных изменениях в вооруженных силах — от запрета трансгендерам служить до реабилитации противников вакцин.

Красноярские учёные создали чип для мгновенного обнаружения метастазов: прорыв в онкодиагностике

Миниатюрное устройство на основе ДНК-аптамеров способно выявлять раковые клетки в крови до образования вторичных опухолей — новая технология может спасти тысячи жизней.

Герой нашего времени: Александр Тихонов возглавит ключевой пост в Приволжье

Кавалер трёх орденов Мужества Александр Тихонов, участник президентской программы «Время героев», назначен заместителем полпреда в ПФО. Подробности карьерного взлёта ветерана СВО и стратегические задачи нового назначения — в эксклюзивном материале.

«Он просто звонил и представлялся сотрудником ФСБ»: Как рецидивист из Марий Эл лишил Ларису Долину 200 миллионов и что ждёт его сообщников.

Расследование громкого дела о хищении 200 млн рублей у Ларисы Долиной: как рецидивист из Марий Эл создал сеть подставных лиц, заставил певицу продать квартиру и почему расплачиваться за аферу будут десятки людей.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости