Военные будни и военные галлюцинации на фотовыставках – МДФ и другие московские галереи демонстрируют «инициативу снизу».
Торжества по случаю 60-летия Победы чем-то напоминали ковровую бомбардировку – укрыться было практически невозможно. Пожалуй, сетовать не на что: по-другому и быть не могло. Как всякая война есть продолжение политики экстраординарными средствами, так и любое всенародное празднество отражает рутинное положение дел.
Какую культурную программу заслужили, такую и получили.
Теперь, когда кульминация позади, начинает казаться, что не так уж все и прискорбно. Ветеранов уважили, домохозяек растрогали, подрастающему поколению ввели овердозу исторической памяти, а всем прочим по-любому не угодишь, пережили – и ладно.
Впрочем, попытки отметить юбилей неказённым образом время от времени возникали и даже до сих пор не оставлены. Одну из них представляет «Проект Фабрика» – сравнительно новый выставочный зал, разместившийся в бывшем производственном цехе. Здешняя выставка «Искусство на войне» позиционируется как «инициатива снизу» и противопоставляется валу официоза. Альтернативной формой избрана инсталляция: 9 видеопроекций и 20 фотографий демонстрируются в едином пространстве, что должно приводить в зрителя в «состояние, близкое ко сну». Для пущей психоделики клипы, смонтированные из кинохроники военных лет, крутятся в замедленном режиме на белых простынях – это ещё и декорационный момент, намёк на стилизацию. Фотографии расположены под ногами, на постаментах из битого кирпича, и освещены тусклыми лампочками с абажурами a-ля «фронтовая газета».
Тема, как и положено сновидению, несколько расплывчата: вроде бы речь об агитбригадах, о культуре военно-полевого образца, но картинки – и движущиеся, и статичные – постоянно уводят куда-то в астрал.
В принципе эффект полусна-полуяви достигается, только не слишком ясно, для чего он нужен. Ждешь катарсиса, а тот не наступает – именно как во сне, когда нечто назревает и никак не случается. Вполне возможно, впрочем, что подобное состояние зрителя и есть конечная цель всего зрелища.
Более традиционно обошёлся с визуальными документами военной поры Московский дом фотографии.
Все залы на Остоженке отданы сейчас выставке под названием «1418 дней» – надо полагать, расшифровка не требуется.
Здесь же прошла презентация одноимённого альбома издательства «Интеррос» – увесистой антологии фронтовой фотографии, где в качестве текстового сопровождения даны выдержки из сводок Совинформбюро. С текстами решено концептуально: все сводки датированы, и можно отыскать сообщения, касающиеся любого дня Великой Отечественной. Фотографии выбраны по вкусу, среди них немало хрестоматийных, но есть и совершенно неизвестные. Значительной частью этот набор совпадает с экспозиционным рядом в МДФ, только на выставке кадры расфасованы по разделам – «Начало», «Битва», «Оборона» и т. п.
Тут уж никакой психоделики, сплошная суровая правда. Разумеется, отсутствие игровых моментов лишало кураторов манёвра, да и от зрителей требуется определенная сосредоточенность, чтобы не выпадать из заданных контекстов. В общем-то извечная дилемма: если преподносить войну через аттракцион, будет неадекватно, а если держаться пафосной серьёзности, выйдет не слишком увлекательно.
Универсального рецепта насчет того, как надо, не существует. Разве что от обратного: достаточно было примеров того, как не стоило бы.
Хотя подобным размышлениям всё равно суждено законсервироваться – как минимум на год. А там все сценарии опять так или иначе воспроизведутся. Или нет?
"Газета.Ru"