Вот уже и столица. И метро. Эскалатор течет мимо рекламных щитов. Один из них вызывает улыбку. Широкие, в красную и белую полоску мужские трусы - реклама нового телесериала "Холостяки". В Москве она будет встречаться мне всюду. Саша работает сейчас над "Холостяками". Но я этого еще не знаю. Как не знаю и того, что встретимся мы с ним не сегодня, а завтра утром. Он вернется домой со студии глубокой ночью.
Вся их московская жизнь подчинена напряженному ритму. Так было с самого начала. Года два назад Берта Петровна, мама Ирины, рассказала, как однажды они решили пораньше уйти с работы. В 9 вечера начали собираться и... услышали вопрос: "Вы уже домой?" То, что у них маленькая дочка, значения не имело.
В то время Ирина с Сашей трудились в частной дизайнерской фирме. Располагалась она в старом московском доме. Поднимались в мастерскую по узкой, крутой, всегда темной лестнице, рискуя свалиться в любой момент. Но это и другие неудобства с лихвой компенсировал их азарт. Как сформулировала Ирина, "хотелось работать, хотелось зарабатывать". Позднее выяснилось, зарабатывали немного. 300 $ США в месяц для москвича - всего ничего. Однако им еще надо было почувствовать себя москвичами. Произошло это через полтора года. А пока они вкалывали в поте лица - выполняли заказы на оформление общественных и частных интерьеров. За недолгий, в общем-то, срок успели осуществить немыслимое количество проектов. По созданным ими эскизам оформлены известные в столице ресторан, казино, салон красоты, банк... И так далее, все просто не перечислить.
ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА УДАЧА...
Под новый, 2003 год ушли из мастерской, не имея никаких планов на ближайшее будущее, - в никуда. Такой поступок требовал немалой смелости. Но смелость придала уверенности в себе. Теперь они знали, что без дела не останутся. Хватало знакомых, которые могли подыскать хороший заказ. И, главное, за спиной были работы, по которым потенциальные заказчики могли судить о степени их мастерства. Браться приходилось за все подряд. Надо придумать интерьер для телестудии? Пожалуйста! Принять участие в готовящейся телепрограмме? Пофантазировать над оформлением магазинчика? Готовы, есть идеи! Вот чего всегда было предостаточно, так это неожиданно оригинальных идей. Ирина даже выиграла тендер у французских дизайнеров. Требовалось оформить четыре парфюмерных стенда с французскими же духами для установки в крупных торговых центрах Москвы, таких, как "Арбат-престиж". Первый набросок будущего стенда она сделала от руки. И ее эскиз приняли сразу. Потом ей показали, что предлагали французы. Оказалось - стандартно.
О нестандартности их творческого мышления рассуждать легко и приятно, поскольку знаешь: не ошибешься. Но не стану этого делать. А приведу пример. Когда они жили в Яранске, на родине Ирины, им захотелось встретить в столице Новый год. Поехали. И случайно увидели объявление. Учебный театр приглашал на работу художников. В порядке эксперимента позвонили туда. Их пригласили прийти. Пришли. Пообщались с режиссером, узнали, какие спектакли труппа ставит. И дальше сложилось так, что Ирина с Сашей с ходу оформили три постановки. Позднее режиссер призналась, под их декорации переделывался уже практически готовый спектакль - понравилась идея представить персонажи комедии птицами. Новая идея, по сути, изменила всю концепцию спектакля. Да в том и дело, что в лучшую сторону. Все-таки талантливые они художники! Но, с другой стороны, и опыта было не занимать - пройдена отличная школа в Кировском областном драмтеатре, оформлены десятки постановок (на двоих, конечно). Оба с благодарностью, уважением воспоминают режиссера А.И. Вишнякова.
Но вряд ли бы вспыхнули звездами на телевизионном небосклоне их имена, если б не случай. Проект телесериала "Бедная Настя" набирал обороты. Арт-директор, а они были знакомы с ним, искал художников-декораторов для работы над фильмом. Предложил им, вернее, Саше. Он согласился, Ирина присоединилась, и начали работать. Так сказать, "в процессе" им последовало предложение перейти в иное качество - художников-постановщиков.
"Бедная Настя" - совместный проект российской продюсерской компании "Амедиа" и голливудской "Columbia Pictures". Впервые производство велось по американской технологии. Темп - пять серий еженедельно в течение семи месяцев. Съемки проходили в павильонах "Мосфильма", а также в Подмосковье и под Санкт-Петербургом. Бюджет проекта, как известно, составил 11,4 миллиона долларов США.
В БУДНЯХ ВЕЛИКИХ СЪЕМОК
Не ведали они, что им предстоит! Здесь не существовало "не умею" и "не знаю". Полагалось уметь все. Знать не меньше. "Ты когда-нибудь делал раскадровку? - спросили Сашу. И тут же уточнили: - Считай, да. Сейчас пойдешь в гостиницу к американцам и будешь делать". При встрече с режиссером из Голливуда он принял по возможности более самоуверенный вид. Наброски отдельных кадров очередной серии выполнял прямо перед ним. Тот одобрительно покивал и только попросил быстрее сделать прорисовку, даже не заподозрив, что перед ним абсолютный новичок в кинопроизводстве.
Привыкшие к быстрым темпам съемок голливудцы не могли уяснить для себя, что русским совсем не просто немедленно заменить "такой диванчик" на "вот такой" или исполнить другие срочные пожелания. У них там все есть. У нас тут вполне может чего-то и не быть. Учились работать быстро. Конюшню барона Корфа, к примеру, предполагалось снимать "на натуре". Но к намеченному сроку во всем Подмосковье не нашли ничего подходящего. Решили построить ее. И не в павильоне "Мосфильма", а в пустом заводском цехе. Пока бригада декораторов настилала отсутствующие полы, Саша сделал эскиз конюшни. А к утру следующего дня была готова и она сама. Со всеми нюансами, деталями. Правда, поспать не удалось... Впрочем, все семь месяцев спать им приходилось мало. Придумывали интерьеры. Делали эскизы. Следили, чтобы все исполнялось до мелочей. Обязательно присутствовали как на дневных, так и на ночных съемках. А потому обычно встречались у метро: один возвращался со студии, другой направлялся туда. "Безумно трудно и интересно", - так они описали рабочую атмосферу.
НА "ШАРИКЕ"
"Шарик" - это Московский шарикоподшипниковый завод. Вернее, один его цех. Тот самый, где строили конюшню. Огромное здание. Теперь уже не пустое. "Амедиа" арендовала его и за короткий срок создала здесь свою киностудию. Вы никогда не бывали на киностудии? Я тоже оказалась впервые. И не то чтобы разочаровалась, но... увидела обыкновенный производственный процесс. Тут снимают. Там стоят готовые декорации. В другом месте декорации изготовляют. У входа в здание выгружают столы, коробки. Со стороны двора от машин с "гримерками" несут костюмы. Все по-деловому. Полюбовавшись видом дореволюционного ресторана для телесериала "Грехи отцов", над которым тоже работает Саша, потрогав отдельно стоящую дверь императорского кабинета из "Бедной Насти", послушав немного режиссерские наставления актерам - молодой семейной паре с детской коляской, я пошла вслед за Ириной в их мастерскую. Сюда заглянул и художник-декоратор Николай Копанев. Он их однокурсник. Жил в Слободском, работал не по специальности. В Москве оказался заботами Ирины и Саши, не сомневавшихся в его возможностях-способностях. Сейчас, по прошествии двух лет, Николай доволен переменами в судьбе, творит в разных направлениях, ощущая себя востребованным. Кстати, не одного его они "перетащили" в столицу. Уже полгода трудится вместе с ними Андрей Кисляков, тоже выпускник Кировского художественного училища. А коль скоро на "Шарике" собрались сразу четверо вятчан, получивших профессиональное образование в одних стенах, сам Бог велел вспомнить добрым словом родную аlma mater. Вот тут-то Саша и выдал ответ на вопрос об удаче. Он сказал: "Элемент везения, бесспорно, присутствует, но... Москва только дала шанс. И еще надо было суметь им воспользоваться. То есть быть готовыми прежде всего профессионально. А затем и морально".
Слушая его, соглашаясь с ним, подумала о том, что по странному стечению предыдущий приезд в столицу тоже свел меня с художником, выпускником знаменитой Строгановки. Коренной москвич Борис раздраженно бранил "мазню", выставленную на Арбате, и патетически восклицал: "Люди перестали ценить красоту, поэтому я больше не пишу картин!" Сам он занимался... ремонтом и подгонкой альпинистского снаряжения. Нетрудно догадаться, почему "Тэфи" получили Саша с Ириной, а не такие, как Борис.
СРЕДИ ЗВЕЗД
Сентябрьским вечером по московской улице шли двое. Встречные недоуменно оглядывались на них: бредут, несут статуэтку "Орфея"... Церемония вручения "Тэфи-2004" проходила в концертном зале "Россия". Накануне они вернулись с работы по обыкновению, то есть не раньше двух ночи (Ирина была занята в комедийном телесериале "Моя прекрасная няня", Саша - в сериале "Дорогая Маша Березина"), и в торжественный день чувствовали себя совершенно разбитыми. Он мог думать только о том, что сказать, принимая "Орфея". А она боялась, как бы муж не уронил 5-килограммовую статуэтку, когда возьмет ее в руки. Все обошлось. Одним из первых, кто их поздравил на фуршете в честь лауреатов, был Владимир Познер. Подходили с поздравлениями и другие телезвезды. Обращало на себя внимание дружеское общение. Радовала искренность теплых слов. Но главное, что чувствовали оба, - они не чужие в звездной компании, не случайно забредшие на огонек. А бывает ли что-нибудь в нашей жизни случайно?
..."Орфей" стоит дома на полочке. Саша и Ирина по-прежнему загружены делами. Маленькая Лиза, снимавшаяся в "Бедной Насте" в эпизодической роли, готовится пойти в 1 класс, и это сейчас для нее важнее всего. На улице осень. На "Шарике" строится новый павильон. Словом, все течет своим чередом.
Галина ЕРМОЛИНА.
"Вятский край