Пара ножей в спину "Талибана"

Лига-пресс, (14:43) 27 января 2005 г.

Пара ножей в спину
             В прокат выходит лауреат «Золотого глобуса» – афганский фильм «Усама», избавленный от художественных излишеств, сложенный крепко, как листовка на заборе.

Первый постталибский афганский полнометражный игровой фильм «Усама» сделан для того, чтобы посмотревшим его стало стыдно. Стыдно за своё благополучие, даже самое маленькое. За то, что вот вы хотя бы сидите в кинозале, в мягком кресле, окружённый долби-сюрраундом, а тем временем в далекой измученной войнами стране людям, и особенно женщинам, плохо. И чем дальше от этой страны вы находитесь и чем лучше живёте, тем больнее должны быть уколы совести. Поэтому в Америке, например, картина имела грандиозный успех и получила год назад не только «Золотой глобус» как лучшая иностранная лента, но и на редкость дружную положительную прессу.

Американцев можно понять.

Язык не повернётся сказать об этом фильме гадость. Всё в нем заслуживает если не восторга, то уж сочувствия непременно.

Снял «Усаму» афганский режиссёр Сиддик Бармак, учившийся в 80-е годы во ВГИКе. Это его дебютная картина. Школа дает себя знать. Фильм задуман как жгущее сердца зрелище. Это простая и жестокая правда о бесчеловечном режиме «Талибана», превратившего страну в оплот международного терроризма и угнетавшего собственный народ. Как-то так, наверное, отозвалась бы на премьеру фильма, скажем, газета «Труд» лет -цать назад. Колин Пауэлл, бывший госсекретарь США, год назад выдал тоже по-своему очень показательный отзыв. Сказал что-то вроде: вот, мол, и ещё один аргумент в пользу американской интервенции в Афганистане. Несчастная судьба отдельно взятой девочки – неплохой повод для войны. Жаль, что фильм вышел не накануне американского вторжения.

Сюжет «Усамы» напоминает истории, которые рассказывают попрошайки в поездах.

Всё очень жизненно и невыносимо печально. Афганская девочка живет с мамой и бабушкой. Мужчин в доме нет. Папа погиб на войне. Женщинам грозит голодная смерть, поскольку никто из них не имеет права работать. Как известно, талибы, придя к власти, запретили женщинам трудиться вне дома. Работать будет мужчина, а ты, женщина, расти детей и даже нос на улицу без мужского сопровождения не высовывай. Талибы считали, что людям лучше всего жить по простым законам. А чем закон проще, тем он суровее и не знает нюансов и тонкостей. Как быть, например, вдовам, не очень понятно. Поэтому в первом эпизоде «Усамы» вдовы выходят на демонстрацию и требуют, чтобы им разрешили работать. Их поливают водой. Бородатые мужики с автоматами стреляют в воздух. Вдовы, закутанные в выцветшие голубые хламиды, с визгом суетятся на грязной улице. Картинка неприятная и очень убедительная, как из фильма-репортажа какого-нибудь героического тележурналиста.

Показав нам, как много в Афганистане умирающих от голода вдов, режиссёр-репортёр идет в конкретную семью и рассказывает её грустную и абсолютно достоверную историю. Чтобы как-то прокормиться, бабушка предлагает выдать внучку за мальчика, постричь, одеть в мужскую одежду и отправить работать: «- Мужчины и женщины одинаковы, – говорит мудрая бабушка. – Я прожила долгую жизнь и не увидела большой разницы. И те и другие много работают и много страдают».

Дальнейшее повествование доказывает, что бабушкин жизненный опыт стоит недорого, поскольку внучке не удастся долго выдавать себя за мальчика.

Собственно, она даже особо и не пытается, демонстрируя при каждом удобном случае свой слабый женский характер. В медресе хулиганы будут её задирать и дразнить девчонкой. Она будет трусить и плакать. Забавно, что за весь фильм режиссёр, защитник женщин ни разу не назовёт свою героиню её настоящим девичьим именем. Только Усамой. Так прозвал её один знакомый парнишка-попрошайка. Прозвал, разумеется, в честь террориста номер один, что следует понимать как горькую иронию. Довольно быстро тайну Усамы раскроют, и судья отдаст девочку в жёны гадкому похотливому старикашке, который в качестве свадебного подарка вручит ей материализовавшуюся метафору женской доли – огромный амбарный замок.

Разоблачение мужского шовинизма давно потеряло актуальность на Западе, но зато в Азии колоритного материала для этого более чем достаточно. Побороться есть за что.

Помнится, в своё время советское кино немало пленки потратило на освобождение женщины Востока из-под гнёта средневековых порядков. Тема ожила вновь удивительным и неожиданным образом. Опять же спасибо ВГИКу.

Из «Усамы» вы ничего нового об Афганистане не узнаете. На экране та страна, которую интересующийся международной обстановкой человек видел не раз и не два в теленовостях. Таким Афганистан представляют себе в Пентагоне и организациях американских феминисток. Это страна с жёлто-серыми пыльными городами, с полуразрушенными домами, людьми в лохмотьях, голодом, дикостью и жестокостью. Всё показано просто, наглядно, но, как ни странно, без истерики.

Исключительное документальное правдоподобие и есть главное достоинство фильма.

Он снят подвижной репортажной камерой, но не в игривом европейском хоумвидеостиле, а в суровой манере иранского реализма. Не зря прислал в помощь Бармаку свою съёмочную группу иранский классик Мосхен Махмальбаф, неравнодушный к афганским бедам. «Усама», кстати, и финансировался иранцами – деньги дал сам Махмальбаф, а также иранское министерство культуры. В фильме заняты не профессиональные актеры, а простые афганцы, найденные буквально на улице или в лагерях беженцев; использование неактёров – тоже, кстати, ход весьма популярный у иранских режиссёров.

Когда-то своим «Кандагаром», вышедшим в 2001 году ещё до «11 сентября», Махмальбаф тоже пытался расшевелить международную общественность. Но общественность вместо этого восхищалась красотой кадра и глубокой восточной печалью, которую так поэтично показал великий режиссёр. Зато «Усама» сработал без осечек.

Благодаря ему, похоже, родился новый жанр иранского кино – афганская социальная драма. Это фильм-правда, документ эпохи, избавленный от художественных излишеств, сложенный крепко, как листовка на заборе. В нём факт красноречивее образа.

Вам что, не жалко несчастную девочку? Такой штыковой атаки на зрителя уже давно никто не может себе позволить. Нет соответствующего мандата истории. У афганского режиссёра Бармака такой мандат есть. Сходите и полюбуйтесь, если интересуетесь подобными документами.

            «Газета.Ru»

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

11 ноября 2024 г. :: Технологии

В Нижегородской области стартовал экспериментальный режим для беспилотников

В рамках данного проекта в течение трех лет в регионе запланировано проведение около 2,5 тысяч полетов БПЛА.

07 ноября 2024 г. :: Транспорт

В России выбрали лучшие автомобили года

В России прошла премия «Топ-5 Авто». Автомобилем года назван Geely Monjaro.

31 октября 2024 г. :: Транспорт

XCite представил кроссовер X-Cross 8

Российская марка Xcite представила трехрядный кроссовер X-Cross 8. Это уже вторая модель Xcite, производство которой наладили на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге.

29 октября 2024 г. :: Медицина

Плохой сон в 40 лет ускоряет старение мозга

Чем хуже человек спит в возрасте около 40 лет, тем больше проблем у него будет с когнитивными функциями головного мозга в старости.

28 октября 2024 г. :: Технологии

В России запустили производство базовых станций 4G и 5G связи

Компания «Иртея», входящая в структуру МТС, приступила к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Об этом сообщил генеральный директор компании Дмитрий Лаконцев на форуме «Спектр-2024» в Сочи.

22 октября 2024 г. :: Происшествия

4 человека пострадали в результате аварии вертолета в Нижегородской области

По информации облминздрава, четыре человека пострадали сегодня в Нижегородской области после жесткой посадки вертолета санитарной авиации.

12 октября 2024 г. :: Культура

Возвращение Штирлица: в России снимут новый сериал по романам Юлиана Семенова о Максиме Исаеве

Новый сериал по романам Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве будет экранизирован, сообщила дочь писателя. Проект охватит его службу в Испании и Южной Америке в начале холодной войны. Сценаристом выступит Артем Чащихин-Тоидзе, а съемки могут начаться летом 2025 года.

12 октября 2024 г. :: Происшествия

Трагедия в Грозном: Четыре человека погибли при взрыве на автозаправочной станции

В результате взрыва на автозаправочной станции в Грозном погибли четыре человека, включая двоих детей. Пожар был ликвидирован, на месте происшествия работают сотрудники МЧС и следственные группы. Глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал привлечь виновных к ответственности. Трагедия вызывает вопросы о безопасности, так как на этой АЗС ранее были выявлены нарушения.

12 октября 2024 г. :: Экономика

Инвестор планирует вложить 500 миллионов рублей в обновление молочного завода в Нижнем Новгороде

Подписанное соглашение между правительством области и ООО «Шахунское молоко» направлено на улучшение производственных мощностей и расширение ассортимента продукции, включая безлактозные продукты. Проект планируется реализовать в 2025 году.

03 октября 2024 г. :: В мире

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб с пивом без угрызений совести

Лондон открывает первый углеродно-отрицательный паб 55k Tonnes, предлагая экологически чистое пиво и инновационные технологии для генерации электричества. Посетители смогут наслаждаться пивом Swell от Gipsy Hill Brewery и специальными скидками в рамках 'счастливого часа' с 7 по 9 октября.

Мнения

28 декабря 2022 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Если бы не Ленин

16 декабря 2019 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Спортивный геноцид или Ньюфашизм

07 августа 2018 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

07 августа 2018 г.
Валерий Елманов

Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:
Переход на линию №…

07 августа 2018 г.
Александр Архангельский

Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":
Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

10 июля 2015 г.
Станислав Белковский

Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:
Дожить и пережить президента

08 июля 2015 г.
Юлия Латынина

Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:
Наука уничтожать

03 марта 2015 г.
Валерий Панюшкин

Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":
Рецепт радости