Кассовые сборы в первые дни проката «Турецкого гамбита» превысили сборы «Ночного дозора» – российское кино встаёт с колен в клыках и погонах.
Не зря на афишах фильма «Турецкий гамбит» крупно писали: «От продюсеров "Ночного дозора"». Главные здесь, безусловно, продюсеры, потому что, как и летом с «Ночным дозором», основным достижением фильма становятся его прокатные успехи.
Помните тогдашние заголовки новостей, очень напоминающие репортаж с Олимпиады? «"Ночной дозор" взял полтора миллиона!», «"Ночной дозор" обогнал "Человека-паука"», «"Ночной дозор" устанавливает абсолютный рекорд сборов для российского фильма!».
Похоже, сейчас прокатчики «Гамбита» будут действовать по той же схеме – победные реляции, перемежаемые цифрами со многими нулями. Вот вчера Майкл Шлихт, президент кинопрокатной компании «Гемини-Филм», победно заявил о первых сборах фильма. Прокатчики надрываются: «"Турецкий гамбит" бьёт все рекорды в истории российского проката!!!», «Только за два дня (один из которых рабочий) "Турецкий гамбит" собирает более 56 миллионов рублей, что составляет более 2 миллионов долларов!!!», «Рекорд "Ночного дозора" побит!!!».
Лукавят, конечно, прокатчики, зрителя тормошат.
Говорить о беспрецедентном успехе вряд ли уместно по двум причинам. Да, за первые два дня «Ночной дозор» собрал 1,5 млн. (700 тыс. в первый и 800 во второй), а «Турецкий гамбит» – два. Но, во-первых, они скромно не упоминают об ещё одном рекорде «Турецкого гамбита» – он вышел в прокат 364 копиями, это самое большое количество за всю постсоветскую историю нашего кино (предыдущий рекорд, 348 копий, принадлежал «Александру» Оливера Стоуна), в то время как у «Дозора» было на полсотни меньше – 310. А каждая копия – это, между прочим, лишние расходы прокатчику, которые ещё отбивать придётся: изготовление одной копии стоит порядка тысячи долларов. Второе, и главное – если у «Гамбита» один из двух дней был рабочий (вторым стал День защитника Отечества), то у «Дозора» оба премьерных дня были будними. С учетом этого стартовые результаты обоих фильмов можно считать примерно равными.
Что, впрочем, не отменяет того факта, что стартовал «Турецкий гамбит» очень хорошо. Для сравнения можно вспомнить, что российский блокбастер «Личный номер», занимающий сейчас вторую строчку в списке самых успешных российских лент, вышел на экраны 340 копиями. И за первые пять дней собрал всего $2,2 млн. В то время как «Дозор», чьи абсолютные результаты первого уикенда «Гамбит» наверняка превзойдёт, только за четыре дня проката сделал $3,5 млн.
То, что старт «Турецкого гамбита» будет успешным, практически ни у кого не вызывало сомнений: мощная рекламная компания сделает своё дело.
Проблема в том, что цифры сборов фильма за первый уикенд, какими бы впечатляющими они ни были, мало что говорят собственно об успехе ленты – скорее об успехе рекламной кампании. Нужна статистика хотя бы за две недели. Потому что, если на второй неделе рекламу не поддержит сарафанное радио и на фильм не потянется осторожный зритель, дожидающийся первых отзывов друзей и знакомых, никакой агрессивный маркетинг фильм не спасет – ситуация со вторым «Антикиллером» тому свидетельство.
Безусловно радует только одно: российское кино сейчас прёт, как трактор «Кировец» по целине. Всего два года назад преодоление планки в миллион долларов сборов считалось таким великим достижением, что отмечалось в отчётном докладе замминистра культуры. Ещё в позапрошлом году у нас было всего два окупившихся фильма – «Бумер», стартовавший всего в 30 копиях, но собравший в прокате более миллиона, и «Возвращение», вернувший деньги за счёт продажи прав в 70 стран мира.
А сейчас? Не будем повторяться про феномен «Дозора», рассмотрим ситуацию, сложившуюся за прошедшие после этого успеха полгода.
Едва ли не все вышедшие в широкий прокат российские ленты дают неплохую кассу.
Редкий фильм не становится миллионером, даже бестолковый «Зови меня Джинн» – и тот уже вплотную подобрался к этой отметке. Что говорить, если даже снятый за три копейки в супермаркете «Ночной продавец» полмесяца держался в десятке самых кассовых лент Содружества.
Между тем западным лентам похвалиться-то особо и нечем. Самая успешная из них – «Александр» – не собрала и половины от $16 млн. «Дозора» – $7,8. А две следующие за ней картины – «Знакомство с Факерами» ($5,5 млн.) и «Сокровище нации» ($5 млн.) – демонстрируют сборы примерно на уровне того же не особо успешного «Личного номера» ($4,4 млн.). Похоже, и впрямь начинается обещанный ренессанс.
«Газета.Ru»