Путешествие Че Гевары по Южной Америке в фильме «Дневник мотоциклиста» рассказывает, как наливались гроздья гнева.
Сомнительная штука – мотоцикл. Человека, который выбирает это средство передвижения, следует опасаться. У мотоцикла неспроста находили дао и учили искусству ухода за ним. Родители, супруги, возлюбленные и само государство должны начать бояться, когда человек приобретает этого железного сообщника. Мотоцикл – символ побега, стремительности эскейпа, эх, нынче здесь, завтра там, мир лежит под колёсами, а домой вернуться только для того, чтобы отмыться и прихватить денег.
По крайней мере, это было тогда, когда у мотоцикла было дао, а за бои на пересечённой местности молодые специалисты не платили денег, как за хорошую ролевую игру.
29 декабря 1951 года два молодых аргентинца сели на своего старого двухколёсного «Мощного» и отправились в историческое путешествие по Латинской Америке.
Они не были «Ангелами Ада», скорее – Рая, по крайней мере одного из них это путешествие привело через пятнадцать лет прямой наводкой на небеса.
Его отрубленные для опознания руки превратятся в революционную святыню, станут мощами, его беретка никогда не выйдет из моды, его лик вызывает спазм любви и боли – он узаконенный святой, как Гагарин или Джим Моррис. Но в 51-м году ни о чём таком не подозревающие недоучившийся студент-медик Эрнесто Гевара де ла Серна и его друг, биохимик Альберто Гранадос отправились мир посмотреть и себя показать. Они оба потом написали о двух годах, проведённых в дороге, вполне подробные воспоминания, и «Дневники мотоциклиста» режиссера Вальтера Саллеса сняты с высокой степенью достоверности.
Фильм про отмороженного америконенавистника, революционера-интеллигента подозрительно прекрасно принят киноистеблишментом.
Номинация на «Оскар», приз Британской киноакадемии и прочие номинации без просмотра скажут вдумчивому зрителю рецепт этого коктейля – одна часть national geographic, две части социальной несправедливости в далёких и диких местностях (бомбить? хм-хм), три части эпика и Гаэль Гарсия Берналь в качестве то ли вишенки, то ли оливки на краю бокала. С чего там так плохо жилось этим прекрасным крестьянам с их такими натуральными и дикими лицами, кто там навёл беспредельную экономическую экспансию и насажал диктаторов-правителей, все эти вопросы вырезаны маникюрными ножницами.
Дикие люди-с и времена.
Режиссёр не пытается утрамбовать лихое житие Че Гевары в двухчасовой фильм, не поднимает штангу полноценного эпика, он просто снимает нежные сливки молодости – нет ещё никакого Че, есть Эрнесто-Порох и друг его – Толстяк, можно не делать выводов, а присматриваться, как наливались эти гроздья гнева. Эрнесто переживает свою первую любовь (сколько их ещё будет, радуется подкованный зритель), присматривается к крестьянам и рабочим, ухаживает за больными лепрой, отказывается врать хотя бы по мелочам и наблюдает галлюциногенную красоту своей бедной земли. Жалость и ярость начинают свое брожение. Берналь использовал поездку по Латинской Америке как открывалку для души в «И твою маму тоже», и критики готовы сожрать его живьём как эту самую коктейльную вишенку – он вечный объект желания, сексуальный гений этого места, он не жених Латинской Америки, он – её невеста, приятная настолько, что порой его хочется укусить.
Почему сегодня молодому Геваре дали именно это лицо – вопрос, конечно, интересный.
Ну, во-первых, ни Диеге же Луне отдавать эту роль, в конце концов. А во-вторых, маленький, нежный святой с порочными зелёными глазами Берналя – чувственность образа Че для сегодняшней масс-культуры – вот пропуск в историю. Кинематограф и после смерти ещё раз поделил, сам того не желая, команданте на части. Взрослого, бородатого, с мужской харизмой и бабами под мышкой скоро сыграет Бенисио дель Торо – и это будет совсем другая история. А пока смотрите чувствительный роман воспитания – вот вам два молодых парня в предложенных одинаковых обстоятельствах. Одного судьба приведет на Кубу, потом в Конго, Боливию, а потом на знамена. Второго – вслед за ним, и только вслед, и он будет жить по сию пору. В этом качестве картина классически хороша и отвечает духу времени. Приличный мотоцикл сегодня стоит приличных денег, и в каком-то смысле далеко на нём не уедешь.
"Газета.Ru"