Открывается Каннский фестиваль, на котором похоронят Кобейна и помирят ку-клукс-клан с чёрными.
58-й кинофестиваль в Каннах можно рассматривать как попытку самого респектабельного кинособытия мира восстановить душевный покой после прошлогодних потрясений. Вручение «Золотой пальмовой ветви» скандалисту Муру за «Фаренгейт 9/11» хоть и доставило удовольствие традиционно антиамериканской Франции, однако оставило осадок – вовлеклись в сиюминутное, утратили высоту стандартов и позволили Тарантино сбить с пути истинного. То, что в конкурсе кроме Мура был ещё и «Шрек 2» также не добавляет руководству фестиваля приятных воспоминаний о прошлом годе – оскоромились, оскоромились.
Год нынешний выглядит словно покаяние.
В конкурсной программе из 21 фильма значительную часть занимают прижизненные классики – Джармуш, Ван Сент, Триер, Родригес, Ханеке, Атом Эгоян и Франсуа Озон. А главным событием должна стать мировая премьера третьего эпизода «Звёздных войн» – «Месть ситхов». В воскресенье человечество наконец узнает, как приличный молодой джедай стал отъявленным тёмным лордом.
Занятно, что для презентации картины выбрано место, наиболее подходящее имперскому духу и духу освоения неведомого – круизный лайнер Queen Mary 2, самое огромное прогулочное судно из бороздящих мировой океан. Если вы не помните, что стало с первой «Королевой», напоминаем – она утонула. Довольно давно, во время Первой мировой, через сорок минут после начала Ютландской битвы. В общем, идеальное место для презентации проекта, завершающего тридцатилетнюю войну Джорджа Лукаса за овеществление его фантазии, истории, собравшей с 1977 года 3,5 миллиарда долларов в театральном прокате.
Список же режиссёров, представленных в фестивальном конкурсе, вызывает странные чувства. За исключением Тарантино и ещё пары персонажей, в Каннах встретятся практически все режиссеры, определившие кинематограф последних пятнадцати лет.
От этого Канны-58 выглядят странной помесью зала славы с бюстами героев и лавки мясника, где на крюках болтаются предназначенные на переработку туши.
И дело даже не в качестве кино, которое представят зрителям мэтры. Дело в том, что нынешний фестиваль будет отличной возможностью для подведения определённых итогов.
Очевидно, что доживание 90-х, в которых были возможны «Мертвец», «Мой собственный штат Айдахо», «Идиоты» и «Отчаянный» подходит к концу. Некая неформализованная идейно-художественная общность рухнула, и каждый теперь выживает в одиночку – кто как может.
Триер, весело отрекшийся от собственной «Догмы», выживает наиболее вызывающе.
«Мандерлэй», вторая часть проекта UsofA, обещает быть не менее жёсткой и занимательной, чем «Догвилль». Героиня, которую вместо отказавшейся от продолжения сотрудничества с тираном-Триером Николь Кидман играет Брайс Даллас Ховард из «Таинственного леса», попадает в городок, где люди просто не слышали об отмене рабства.
Триер обещает, что этот фильм поможет примирению чёрных и ку-клукс-клановцев – на почве совместной ненависти к режиссёру.
Роберт Родригес покаялся за «Детей шпионов» радикальным формалистским экспериментом – попыткой дословной экранизации комикса. Эффект получился спорным – «Город греха» стал шедевром на взгляд одних и занудным невразумительным эстетством на взгляд других.
Прочие не отстают. Ван Сент, снимавший и богом проклятого «Умницу Уилла Хантинга» и изумительного «Слона», представит «Последние дни» по мотивам последних дней Курта Кобейна.
Гений хоррора Кроненберг – социальную драму «История насилия», а Джим Джармуш – комедию «Сорванные цветы».
Пятеро азиатских режиссеров и венгр Корнель Мундручо (ходят упорные слухи, что венгерский кинематограф сейчас – один из интереснейших в мире) составят оппозицию классикам. Возможно, их помощь в установлении факта, что связь времен таки распалась, окажется неоценимой.
Каннский кинофестиваль под предводительством Эмира Кустурицы открывается сегодня лентой Доминика Молла «Лемминг».
"Газета.Ru"