В комедии «Большая жратва» излагается 1001 способ поиздеваться над клиентом ресторана и одно беспроигрышное средство для того, чтобы успокоиться и начать жить.
Среди сущностей, которые тревожат жизнь современного человека, официанты – самые опасные. Власть, которую они имеют над своими клиентами, не так очевидна, как деспотизм парикмахеров или сотрудниц ЖЭКов, но более физиологична. Фильм «Большая жратва» («Ожидание» - «Waiting…») рассказывает о том, как людям удаётся не свихнуться, принося раздражительным клиентами десятки бифштексов за день, имея возможность приправить любой из них средством для прочистки труб.
Судя по всему – никак не удаётся. Действие происходит в стенах небольшого ресторана, одного из множества принадлежащих популярной сети питания. День начинается с прихода новичка-стажёра, который свежим взглядом и оценит творящийся бедлам.
Первое, с чем его знакомят – это игра, в которой участвуют все повара и официанты. Суть её проста – нужно внезапно показать коллеге своё мужское достоинство, после чего получаешь право отвесить ему пинка и назвать педиком. В сущности, невинное развлечение – особенно по сравнению с тем, какие субстанции попадают в обед строптивого клиента, из которых перхоть – самая аппетитная. В перерывах между общением с клиентами и сомнительными развлечениями герои разбираются со своими проблемами, главная из которых – что они делают в этой дыре.
Как, наверное, уже ясно, «Большая жратва» – это чудовищное похабное кино о тёмной стороне силы общепита.
Раздражение, которое картина вызвала у кинокритиков на родине, абсолютно оправдано. Крепкий желудок и отсутствие брезгливости, добрая воля считать комиксовых персонажей, выкидывающих самые дикие фокусы, полноценными персонажами – от зрителя требуется слишком активное сотрудничество для того, чтобы насладиться этим фильмом. До «Клерков» Кевина Смита, на которых равнялись создатели фильма, «Большая жратва» не дотягивает.
Однако, как замечает посудомойщик-психоаналитик, помогающий героям между мытьём тарелок разобраться со своими трудностями, после того как появилась игра в «покажи это», дела в ресторане пошли лучше и лучше, азарт официантов как-то передался посетителям. Исследование социального ада со справкой от санэпидемстанции распадается на множество частных зарисовок, живописующих не столько персонажи или типажи, сколько разнообразие способов, к которым могут прибегать люди, чтобы запутать свою жизнь.
Собственно, история одного дня ресторана вертится вокруг парня, который узнал, что его одноклассник закончил колледж и стал инженером.
Терзания его усугубляет предложение от менеджера стать его помощником – то есть завязнуть в общепите навсегда. И пока парень принимает трудное решение, происходит жизнь – бессмысленный трёп в перерывах, конфликты с менеджером и посетителями, интрижки, секс в подсобке и под конец дня – пьянка.
И хотя герои фильма больше всего похожи на банду болтливых инопланетных любителей кофе из «Людей в чёрном» и поверить в их существование так же трудно, из «Большой жратвы» к финалу вылупляется совершенно неожиданная мысль. Поскольку жизнь – отстой и завтра будет то же самое, что вчера и сегодня, можно расслабиться – и просто жить. Некогда популярная, а ныне несовременная идея о том, что полноценное проживание возможно только на дне, где не надо тревожиться о всяких абстракциях вроде карьеры или ипотеки, выскакивает из «Большой жратвы» так неожиданно и так естественно, что защититься от симпатии к этому фильму просто не успеваешь.
Антон Костылев, «Газета.Ru»