Объявлены очередные номинанты главной театральной премии страны. Для того, чтобы их отобрать, экспертный совет отсмотрел 319 драматических и 97 музыкальных спектаклей, появившихся в прошлом сезоне. В нынешнем году московские театры заметно опередили своих петербургских и провинциальных коллег по количеству номинаций: у столицы их 56, у Питера – 23, Новосибирска – 11, у других – не более семи.
Сам фестиваль пройдет с 24 марта по 10 апреля и будет сопровождаться целым букетом семинаров, мастер-классов и "круглых столов" по наболевшим внутрицеховым вопросам, а также ночными посиделками в фестивальном клубе. Церемонии открытия не будет - вместо неё в Москву привезут легендарный спектакль Льва Додина "Братья и сёстры", отмечающий свое 20-летие.
Драма: мало покажется
Качество афиши зависит, как несложно догадаться, от качества минувшего сезона.
И поскольку оно, как и качество сезона текущего, оставляет желать лучшего, экспертам пришлось нелегко. Но они не подкачали. Программа фестиваля в драматической номинации выглядит грамотной и сбалансированной, и комментировать тут особенно нечего, всё вполне предсказуемо и все ньюсмейкеры налицо. Театры, руководимые Табаковым, представлены трижды ("Когда я умирала" и "Дядя Ваня" Миндаугаса Карбаускиса, поставленные в "Табакерке", и мхатовские "Мещане" Кирилла Серебренникова, удостоившиеся максимального числа номинаций - шести). "Сатирикон" представлен одним спектаклем - "Ричардом III" Юрия Бутусова, но зато с Константином Райкиным в заглавной роли. Без Камы Гинкаса, чемпиона по количеству выдвижений на национальную театральную премию, тоже не обошлось: в номинацию "Лучший спектакль большой формы" попала последняя часть его чеховской трилогии "Скрипка Ротшильда". "Завсегдатаем" фестиваля становится, похоже, Юрий Погребничко (спектакль "Лестничная клетка"). Судя по всему, между этими московскими постановками и развернётся настоящая борьба. Спектакли Петербурга ("Pro Turandot" Андрея Могучего и "Дон Жуан" Александра Морфова) и провинции ("Макбет" из Якутска, "Король умирает" из Омска и "Три сестры" очень способного режиссёра Евгения Марчелли из Советска) вряд ли составят им конкуренцию.
Но главная отрада нынешнего фестиваля - удивительно сильные актёрские номинации. Жюри придется выбирать между Андреем Мягковым, Валерием Бариновым, Дмитрием Назаровым, Константином Райкиным и Олегом Табаковым... Выбор этот, я думаю, будет мучительным - "Маску" хочется дать сразу всем. Но это куда лучше, чем ситуация, в которой сразу по окончании церемонии хочется у всех всё отобрать.
Опера: Гергиев "Маску" перерос
Болезненная проблема, отсутствующая в других номинациях, - проблема участия или неучастия в конкурсе самого знаменитого музыканта нашей страны - в этом году решилась таким образом: сам маэстро Валерий Гергиев "Маску" перерос и ни с кем соревноваться не будет (список дирижеров-номинантов, таким образом, состоит из Александра Анисимова, Александра Ведерникова, Юрия Кочнева, Теодора Курентзиса и Владимира Понькина), но к его оперной продукции это не относится. Тут, правда, тоже всё не просто - Мариинка, хоть и позволила номинировать "Нос" Шостаковича в постановке Юрия Александрова, везти его в Москву вовсе не собирается. Единственное, на что можно рассчитывать, - в указанные сроки спектакль в присутствии жюри будет показан у себя дома.
Есть на фестивале и работа Дмитрия Чернякова – отмеченная в шести номинациях "Аида" из Новосибирска, которую ввиду её крупноты придется показывать в Государственном Кремлевском дворце.
По шесть номинаций и ещё у двух оперных спектаклей – "Диалоги кармелиток" Пуленка давнего масочного друга, театра "Геликон" и режиссёра Дмитрия Бертмана, а также "Летучий голландец" Вагнера активизировавшегося в последние годы Большого театра, сделанный знаменитым немцем Петером Конвичным, в своей жизни получившим уж никак не меньше премий, чем наш Черняков. Скорее всего этим двоим - Чернякову и Конвичному - и предстоит разыграть главный оперный приз.
Балет, танец: хореографа не нашли
Судя по разросшемуся списку номинантов в разделе "Современный танец", "Золотая маска" продолжает курировать это маргинальное направление. Здесь целых семь претендентов в номинации "Лучший спектакль", из которых только один московский ("Танцы на взлётной полосе" Натальи Фиксель), остальные из Екатеринбурга (уже получавшие "Маски" "Провинциальные танцы" и "Эксцентрик балет" плюс новенькие - Институт танца с работой "Спиной к стене"), Челябинска (очередной опус Ольги Поны) и Санкт-Петербурга: компания "Каннон Данс" с работой "Голованога".
Кто ставил все эти произведения, как выясняется, не так уж и важно - ни в современном танце, ни в балете ни один хореограф на "Маску" не выдвинут.
В балете, надо думать, основной претендент – четырежды номинированный "Форсайт в Мариинском". Другими словами, в отличие от современного танца, где названий много, а лидера ни одного, в балете всё прозрачно: экспертный совет составил членам жюри такой удобный план действий, что можно голосовать, не дожидаясь фестиваля.
«Известия»