Фильм «Двойная порция» в традиции Майкла Мура разоблачает заговор индустрии быстрого питания против Америки и пугает урезанием желудка в весёлой и доступной форме.
Сценарист, режиссёр и главный герой фильма «Двойная порция» Морган Сперлок решил пойти на отчаянный эксперимент, который зафиксировала как бы беспристрастная видеокамера. Целый месяц он питался только едой из «Макдональдсов», путешествуя по стране от одной закусочной к другой. Таким образом, он решил выяснить, как подобная диета влияет на здоровье. Перед началом эксперимента, по ходу и в конце отважный исследователь проходит медосмотры. Как нетрудно догадаться, почти идеальные показатели в начале месяца сменились почти безнадёжными в конце. Морган поправился на одиннадцать килограммов, посадил печень, заработал стенокардию и вплотную приблизился к диабету – ну, в общем, чуть не умер, но не щадил себя. Вот он идёт на весы в плавках из американского флага и демонстрирует соотечественникам своё распухшее брюхо. Вот его жалеет подружка-вегетарианка, врачи уговаривают прекратить опасный эксперимент, а мама предлагает отдать сыну свою печень.
Питаясь гамбургерами, Сперлок не забывал и о своей просветительской миссии. Он придумывал забавный мультик о том, как делаются макчикены, добывал смешные плакаты про «Макдональдс», считал самые «жирные» города США, общался с врачами, диетологами, продавцами, простыми американцами, адвокатами, государственными чиновниками и представителями индустрии фаст-фуда. В целом довольно весело и не без таланта сделано. Вывод же известен всем заранее, поэтому интересен не он.
Как фильм Майкла Мура «Боулинг для Колумбины» не о торговле оружием, так и «Двойная порция» не о пагубном влиянии фаст-фуда на организм человека и не о том, как сетевые компании подрывают здоровье американской нации, а о самой нации, вернее, о той её тупой жирной жрущей массе, которая, придя в кинотеатры с двойной порцией колы и здоровенными пакетами попкорна или жареной картошки, узнает, что такое калория (режиссер проводит опрос, показывающий, что американцам не очень ясно значение этого слова), как делается операция по урезанию желудка (крайне неаппетитное зрелище) и какие вообще страшные муки и болезни угрожают толстякам.
Нормальному вменяемому человеку вроде самого Сперлока вряд ли нужно объяснять, почему вредна еда из «Макдональдса». Не нужно это делать это и для сотен тысяч помешанных на диетах – по идее, именно тупые и жирные должны смотреть этот фильм. Что вряд ли произойдет. Популярность «Двойная порция» заработала на «Санденсе» (приз за режиссуру и номинация на гран-при жюри) – фестивале худых и умных, которых вся эта история либо веселит, либо заводит пружину гражданской активности.
Очевидно, обществу тоталитарной политкорректности время от времени нужны гражданские войны, чтобы поддерживать боевой дух нации в хорошей форме. Иски против табачных компаний уже стали национальным видом спорта. Есть уже иски и о вреде здоровью, который нанесла еда из фаст-фуда. Пока лоббисты в конгрессе защитили своих покровителей и запретили обвинять производителей быстрого питания в том, что нация толстеет. Но эта победа, очевидно, временная. Активность и талант людей вроде Сперлока пробьют любые лоббистские стены.
Впрочем, Сперлок только делает вид, что его кавалеристский наскок на производителей фаст-фуда объясняется объективными причинами. Серьёзных аргументов, подтверждающих их злокозненность, он выдвигает немного. Безусловно, заслуживает разоблачения подлая политика «Макдональдса», с малых лет приручающего детей игрушками, мультиками, праздниками и прочей мишурой, чтобы подсадить их на гамбургеры. Или взять школы, куда производители быстрой еды чуть ли не насильно поставляют свою холестериново-диабетическую пищу, хотя в данном случае разбираться следует не столько с поставщиками, сколько с заказчиками, то есть со школьной дирекцией. Есть и другие более или менее забавные и яркие примеры. Но все они разбиваются даже не о дежурные возражения фаст-фудовских функционеров.
Опрашивая на улице народ, Сперлок в какой-то момент натыкается на пару чернокожих пацанов, диких поклонников «МакДу». Очень характерные типажи: худые, вертлявые и экспрессивные, в словарном запасе – три существительных, пара глаголов и пятьдесят междометий. Ребята, съедающие в день дюжину маков, на доступном языке объясняют режиссеру: эй, мэн, все эта болтовня про ожирение – сплошная херь, ты бегай и отжимайся по утрам, и будешь в порядке. И таких парней не пробьешь разговорами про кислотность желудка, уровень триглициридов, холестерина и сахара в крови и прочие глупости. На них не подействуют драматические сценки, которые Сперлок периодически разыгрывает перед камерой: ой, вздыхает он, кажется, мне тяжело дышать. Или: сегодня я плохо спал, по-моему, у меня учащенное сердцебиение.
Впрочем, на домохозяек такое должно действовать.
«Газета.Ru»