Во второй части проекта «Москва–Варшава» опускают зрителя на четвереньки, качают мышцу под Маяковского и сводят исторические счёты.
На следующий день после открытия в Третьяковке первой части проекта «Москва–Варшава» случился ещё один вернисаж. В Государственном центре современного искусства открыли вторую серию выставки – «P.S. За красным горизонтом», посвящённую самому что ни на есть современному искусству России и Польши.
За нашу сборную выступили звёзды – не все, но многие из тех, кого считают таковыми: Олег Кулик, Ольга Чернышева, Владислав Мамышев-Монро и прочие. От польской стороны… кто их разберёт? Про польских художников у нас почти ничего не известно, причём – не только про современных.
Попросите знакомых назвать кого-нибудь из поляков, зарекомендовавших себя на ниве изобразительного искусства. «Пш-, вж-, -ский. Данных не обнаружено. Измените критерии поиска». Так что остаётся верить организаторам.
Мол, этот известный, а тот популярный. Положение не очень выгодное. Поскольку жёстких критериев качества в области современного искусства пока не выработано, то приходится находить точки отсчёта. Например, в творчестве самого художника. Скажем, понятно, насколько отличен Кулик сегодняшний от Кулика 1990-х годов: он уже не изображает собаку, не кусает прохожих, он теперь заставляет зрителя проползти на четвереньках через низенький вход в свою новую инсталляцию, где показывает не новые, но модифицированные свои работы. Это художник с собственной мифологией, которая работает на него.
А вот что делал раньше Ярослав Козакевич, не знаем. И его миниатюрные овечки, выстроенные в круг на столе, обитом зелёным бархатом, на первый взгляд лишь забавны.
Если бы московский зритель знал, что этот автор часто обращается к теме Каббалы, космологии и холизма, наверняка его восприятие поменялось бы.
Конечно, единые критерии качества существуют. А уж если тема знакомая, то разобраться намного проще, к тому же радость узнавания соцлагерных мотивов напоминает о сорока годах опасной связи между славянскими народами. С ликованием имперского интернационалиста опознаёшь в живописных полотнах Роберта Маченюка героев и пейзажи из мультфильмов советского детства. И новое обращение к Маяковскому в плакатах и видео Петра Выжиковского кажется почти аутентичным: молодые люди строят пирамиды из тел, накачивают мышцу на тренажёрах совершенно конструктивистского вида, декламируют «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу!». Фокус в том, что при всех атрибутах авангарда первой волны ощущение сегодняшнего времени не теряется.
И культ здоровья, и вечное «Кто там шагает правой?» – всё наводит на мысли о том, что перед нами симбиоз люберецкой качалки времён перестройки и «Идущих вместе». Очень перспективное соединение.
Тему «Communostalgie» подхватывают Ирина Корина, Юрий Шабельников и другие. Присутствует и ирония по поводу прошлого или, скажем, национальной символики: действительно остроумные «Польские орлы» Войцеха Засадни сродни тем объектам, которые вызвали возмущение радикально православной общественности на выставке «Россия 2».
Случились и неожиданности. Во время вернисажа в здание ГЦСИ пробрался человек в чёрной бороде на резинке, тулупе и валенках. Он, нервно оборачиваясь, прилепил на стены несколько самодельных вывесок: «Ulica Djohara Susanina». Переводить надо?
Вот это действие и оказалось кульминацией. В нехитрой игре смыслов, подсказанных политической ситуацией, отлилась многовековая наша с поляками борьба-дружба. Логика событий видится такая. Госдума назначает вместо 7 ноября праздник победы над «польско-литовскими интервентами». Польша, захлебнувшаяся чеченскими беженцами, в силу изменения этнического состава называет одну из улиц именем первого чеченского президента. Слово за слово… Один из актуальных художников сходит с ума и в роли инфернального Деда Мороза все исторические счета лепит двусторонним скотчем на стену. Разрушенный Смоленск, Катынь, костромские болота вместе с пактом Молотова–Риббентропа – всё туда, в котёл славянского братства, на «улицу Джохара Сусанина».
«Газета.Ru»