Мистический триллер «Белый шум», рассказывая об общении с мёртвыми посредством телевизора и другой бытовой электроники, заставляет вспомнить Фрекен Бок и Эдисона.
Ясно, что для реанимации западного мистического триллера, который скорее мёртв, чем жив, следует повязать японский «Звонок» с американским «Привидением».
Решительно неясно, почему выполнять эту деликатную задачу позвали скучающего английского телевизионщика. Результат - мистический триллер «Белый шум» (White Noise) с экс-Бэтменом в роли вдовца-архитектора, четырьмя трупами и обширной коллекцией работающих вхолостую электронно-бытовых устройств.
Карлсон с его хрестоматийным «и этот большой мужчина помещается в такую мелкую коробочку?!», как и его подруга Фрекен Бок, поедающая плюшки за просмотром передачи «Из жизни привидений», предсказали интригу фильма «Белый шум» на удивление исчерпывающе.
Телевизор, по здравом размышлении, - это действительно такая сомнительная штука, содержимому которой совсем неумно доверять.
С другой стороны, если в прямом эфире демонстрируют, как два привидения воруют у вас над головой постельное бельё, реальность происходящего бесспорна и без хрустальных шаров и спиритических сеансов.
Продуктивная идея взаимосвязи потустороннего мира с нашим через устройства домашней электроники и легла в основу «Белого шума». Идее на самом деле почти сто лет, и автором её был ни кто иной, как изобретатель телефона Эдисон, мечтавший создать аппарат для разговоров со скончавшимися абонентами. Первым, кто породнил мистического Эдисона с кинематографом, был шведский кинодокументалист Фридрих Юргенсон, в 1959 году умудрившийся записать на фонограмму из пения птичек некие потусторонние переговоры в тихом скандинавском лесу. Убедить шведа, что это были радиопомехи, резонансные частоты или эффект волновой интерференции (из-за них в промежутки между радиостанциями или на «заснеженный» экран включённого впустую ТВ могут пробираться «призрачные» изображения и звуки с несущих частот), было невозможно.
И сейчас расшифровкой посланий с того света на записанных вхолостую видео- и аудионосителях занимается солидная толпа энтузиастов под флагом «феномена электронного голоса» (EVF, electric voice phenomena, масштаб явления можно оценить в «Гугле»).
Зачитав в начальных титрах определение EHV и глубокомысленное изречение Эдисона, что в «будущем, безусловно, будет изобретён электрический аппарат для общения с умершей прабабушкой», авторы фильма первые минут десять навязчиво водружают такой аппарат в самую середину кадра - это китайский радиоприёмник, который угрожающе молчит, пока его счастливый обладатель архитектор Джонатан Риверс (Китон) целует на прощание свою красавицу-жену (Чандра Уэст). И действительно, спустя вторые десять минут, после того как жена ударилась головой о булыжник, упала в речку и утонула, не успев починить колесо на своём «Фольксвагене», «Панасоник» ожил и стал транслировать для господина Риверса её послания с того света.
По ходу дела к трансляции подключается по списку вся бытовая электроника, способная издавать звуки и показывать картинки. Архитектор, для порядка помыкавшись, записывается в кружок по изучению EHV и первую половину фильма мутирует из представителя среднего класса в аутичного фрика, изучающего мельтешение козявок на экране телевизора, включённого на «пустой» канал. Вторая половина фильма посвящена разборкам, которые устраивают архитектору его потусторонняя жена, которая без конца его о чём-то предупреждает, и трио каких-то демонических гопников, злоумышляющих против архитектора. Все вместе дружно застревают на полпути между японским «Звонком» и американским «Привидением», явив миру неубедительную композицию из западной чертовщины и азиатского хай-тека. И поскольку водитель-режиссёр, выходец с "Би-Би-Си", наглотался транквилизаторов, совершенно безнадёжен и способен разве что лопнуть над ухом испуганного зрителя бумажный пакетик из-под гамбургера, тянуть и толкать страшный хоррор-триллер остается только Майклу Китону, интересному и подзабытому актеру, в кои-то веки получившему главную роль.
Сходить посмотреть на постаревшего экс-Бэтмена в роли увлекающегося телезрителя, некрасиво замученного привидениями из ящика, - главный повод купить билет на «Белый шум» плюс хорошая возможность лишний раз убедиться в мудрости старой Фрекен Бок: так ни с Бэтменами, ни с Китоном, ни со зрителями, ни с бытовой техникой не обращаются, и это действительно «фу, как некультурно».
«Газета.Ru»