Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Юбилей всероссийского милиционера

Лига-пресс, (01:04) 01 апреля 2010 г.

65 лет назад родился народный артист России, актёр театра и кино, дважды лауреат Государственной премии России Андрей Толубеев. Наибольшую популярность ему принесли фильмы, где он играл роли представителей силовых ведомств.

Он ушел из жизни рано, едва успев отпраздновать 63 года, как водится, многое не успев, многое не сыграв из того, чтобы ему хотелось. В детстве он мечтал стать космонавтом, но проблемы со зрением помешали исполнению этой мечты.

Окончив школу, Андрей поступил на факультет подготовки авиационных и космических врачей Ленинградской военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Будучи студентом, играл в университетском театре. После окончания академии, несколько лет служил в воинской части, окончил курсы психофизиологии, был секретарем комсомольской организации.

В Ленинграде он поступил в театральный институт, а в 1973 году оставил службу, после чего с 1975 года и до последнего вздоха проработал в одном театре Санкт-Петербурга — Большом драматическом, сыграв более сорока ролей.
В кино начал сниматься в 1975 году — и сразу получил главную роль в фильме «Еще можно успеть». Всего на его счету более 70 киноролей (в фильмах «Долгая дорога к себе», «Единожды солгав», «Убить дракона», «Криминальный талант», «Гу-га», «Роковые яйца», «Бандитский Петербург» и др).

Андрей Толубеев также является автором рассказов, повестей, пьес. В 2006 году он выпустил книгу «Наполнение луной» со своими лучшими произведениями. Работал также на телеканале «Культура».

В 1991 году ему было присвоено звание Народного артиста России, в 2000 и 2004 гг. он был удостоен Государственной премии России.

Мы предлагаем вниманию читателей одно из его последних интервью, которое он дал как раз корреспонденту сайта LIGA-PRESS.

«Все мои „милиционеры“ в первую очередь — люди»
— Андрей Юрьевич, во всех питерских сериалах — «Ментах», «Агенте национальной безопасности», «Бандитском Петербурге» — вы играете исключительно милиционеров — подполковников и полковников. А недавно на повышение пошли: в сериале «Спецназ» роль генерала дали… Как вы дослужились до столь высокого чина?

— В «Спецназе» я играю не милиционера, а сотрудника военной разведки. Это немножко другое. Так что считайте, что я не дослужился, а меня сразу в ранг возвели. Недавно приятель звонил, передал, что реальный генерал-разведчик хвалил меня в этой роли. Мне говорит было очень приятно это слышать.

— А что, обычно оперы вас за роли ругают?

— Да не в этом дело. Вот взять, к примеру, сериал «Агент национальной безопасности». Вроде фильм про эфэсбэшников. Когда сериал снимался, мы с ними не раз связывались: просили проконсультировать, рассказать о своей работе, чтобы в картине всё грамотно сделать. Но они нас, мягко говоря, послали куда подальше. Не хотят ребята, чтобы их работа была засвечена. Никакой информации о себе принципиально не дают. Ну, значит, господа офицеры, смотрите себя такими, какими мы вас представляем!

— Какой из перечисленных сериалов, на ваш взгляд, саамы удачный?

— Лично я «Агента» люблю. Нравится мне роль полковника Тарасова. Он симпатичный мужик. Может, не очень современный типаж, все-таки человек старой генерации. Эта роль чем-то схожа с Ващановым в «Бандитском Петербурге», только она гораздо глубже. Тарасов попался — жадность фраера сгубила. Но мне надо убедить зрителей, что не всё так просто в этом мире. Да, запятнал полковник честь мундира — и поделили его так, что деваться некуда. Но он прожил большую жизнь, боролся с преступностью, и это тоже со счетов не сбросишь.

К тому же не только он сам виноват. Основная доля вины безусловно на нём лежит — никто не отрицает. Слабость характера его сгубила. Но в чем, если разобраться, эта слабость заключается? Да в элементарном. Офицер хотел простой нормальной человеческой жизни, чтобы не задумываться, где занять денег, чтобы дотянуть до получки или перехватить сотню (до Павловских реформ), чтобы приобрести жене сапоги.

А кто его до этого довёл? Государство. Я же знаю, и не по слухам, как милиция живёт. Сейчас чуточку лучше, чем в 90-х, но тоже ненамного. Им же, как минимум, надо сразу вдвое ныне зарплату прибавлять, а уж потом делать надбавки из расчета на инфляцию. Опять же жильё, которого у них нет. Ну разве нормально, что в милиции сплошь и рядом квартиры получают или пенсионеры, или вдовы погибших при исполнении служебных обязанностей? А как жить остальным?

Разумеется, «оборотни в погонах», это всегда плохо. Но нельзя сбрасывать со счетов государство, которое постоянно подталкивает своим поведением всех честных людей к тому, чтобы кто-то не выдержал и из-за слабости характера стал тем же «оборотнем».

— А вы не припомните совою самую первую роль в кино, когда вы появились перед зрителями «при погонах»? Я имею ввиду — с рядового начинали или вас произвели сразу в офицерские чины?

— Самая первая роль «при погонах» у меня была в фильме «Средь белого дня». Но, правда, я там играл не сотрудника МВД, а прокурора. Причём необычного прокурора. Съёмки проходили в начале 80-х и это был первый случай в истории советского кинематографа, когда прокурор сам отказался от обвинительного заключения.
— Если можно, то вкратце напомните читателям причину.

— Компания друзей, среди которых рабочий мебельной фабрики Мухин с женой и сыном, выбирается на выходной день за город. По соседству оказываются четверо пьяных молодых людей. Они пристают к отдыхающим и затевают драку. Отпор им дает только Мухин. Защищая семью, он случайно убивает одного из хулиганов. Дебоширы оказываются местными жителями. Они прикидываются пострадавшими, сваливая всю вину на «туристов» из города. Следователь заводит уголовное дело на Мухина, считая дело решённым… Вот вроде бы и всё.

Так мой персонаж не только отказывается от обвинения, но и после, когда человека уже осудили, прилагает все усилия, чтобы восстановить справедливость и добивается его оправдания. Ролью этой я был очень доволен.

— В ФСБ, как вы уже сказали, вас консультировать не стали. А в МВД не пробовали или предпочитаете играть по наитию?

— Все мои персонажи-милиционеры, как я уже говорил, в первую очередь люди. И мне, соответственно, очень важно психологически грамотно показать в них человека. Какого именно — другой вопрос. Тут уже все от роли зависит. К тому же, разбирается он в своём деле или нет как профессионал — зритель и сам прекрасно увидит без моих подсказок, исходя из его действий на экране. А вот сам человек — тут уже надо следует подумать над ролью.
-То есть играете так, как вы сами его видите.

— Совершенно верно. Работаю по интуиции. К тому же, вполне возможно, дают о себе знать генетические корни. Ведь у меня в роду, по сути, все военные были. Это только мой отец стал исключением. Если же взять деда, то он как раз служил в транспортной жандармерии по обеспечению безопасности железной дороги. Затем, после революции 905-го года, его направили на Дальний Восток на Транссибирскую магистраль. К 17-му году он уже дослужился до чина ротмистра, имел награды от императора Николая II, в числе которых были не только ордена Российской империи, но и золотой портсигар, перстень, именное оружие (сабля) и так далее. Ничего из этого ныне конечно не сохранилось — он всё утопил в Неве.

Кстати, был мой дед очень хорошим человеком, иначе его не прибежали бы предупредить, рискуя жизнью, о том, что собираются арестовать. Предупредил простой дворник. Так мой дед сумел избежать ареста. Между прочим, одна из ролей в кино у меня была как раз из тех времён. В кинокартине «Окно в спальню» Эльдара Рязанова я играю пристава.
— Ролей противоположного плана не доставалось?

— Доводилось играть и «обратных» персонажей, причем тоже далеко не рядового состава. В моем репертуаре, например, имеется роль Лациса, который после революции был членом коллегии ВЧК и к тому же председателем Всеукраинской ЧК.

— А сами вы как считаете — милицейские роли — это ваш конёк или…?

— Актёр не должен зацикливаться на каком-то одном жанре, и очень плохо, когда его, можно сказать, искусственно подсаживают на какой-то определённый репертуар, где он в своё время показал себя блестящим мастером. Чтобы всё время совершенствоваться, необходима постоянная разноплановость ролей. Посмотрите, сколько знаменитейших актеров, не смогли реализовать себя в полной мере, потому что у них были зажжены рамки. Все видели в том же Никулине или Миронове только комиков. Актёру нашего театра Кириллу Лаврову после исполнения роли Ленина специальным постановлением было запрещено играть отрицательных персонажей.

А взять, например, молодых актёров, играющих в «Улице разбитых фонарей» или в «Убойной силе». Им теперь, несмотря на весь их талант, будет крайне тяжело. Их видят только в роли сыщиков. И тому же Половцеву (играет майора Соловца), Трухину (роль Волкова) или Селину (Дукалис) будет очень трудно добиться того, чтобы режиссёры признали их разножанровость.

Мне в этом плане, как и Юрию Кузнецову («Мухомор»), можно сказать, повезло. Мы начали играть в подобных сериалах в достаточно зрелом возрасте, успев до этого «засветиться» перед зрителями, а главное — перед режиссёрами, в разных амплуа. То есть на нас уже не поставишь черное клеймо одного жанра.

— Мы все время говорим о кино. А ведь вы — один из ведущих артистов БДТ, десять лет назад вам присвоили звание народного артиста России. За вашими плечами масса самых разнообразных ролей в спектаклях. Доводилось ли вам выступать на театральных подмотках в милицейской форме?

— Ни разу. Дето в том, что на сцене очень давно не было людей этой профессии, даже в пьесах современных авторов. Во всяком случае, я помню только одну — «Два цвета», где есть роль милиционера, но я её не играл.

Кстати, это тоже упущение нынешнего руководства МВД. В своё время, насколько я помню, начиная с конца 60-х годов, на пропаганду положительного образа сотрудника правоохранительных органов отпускались очень значительные средства, в том числе и министерством. Появилась масса замечательных фильмов о советских сыщиках. А какие актёры там снимались — чуть ли не весь цвет советского кинематографа. Почему бы и в наше время руководству МВД не провести, скажем, конкурс на лучшую пьесу о милиции или лучшиё киносценарий?

Да и области досуга сейчас вся милиция предоставлена сама себе. Это ведь тоже не дело, когда праздник устраивается только раз в году, причём и тот с «обязательной» ,если можно так выразиться, программой со стандартным набором исполнителей. В году вообще-то 365 дней. Насколько я знаю, раньше как-то культпоходы по музеям устраивали в вашем ведомстве, в театр билеты закупали и распространяли бесплатно среди своих. Сейчас же ничего этого нет. А раньше наши сыщики как-то всё успевали: и преступника поймать и над собою подработать.
— Кстати, о более ранних временах. Вашему отцу тоже доводилось играть милиционеров или всё досталось на долю сына?
— Насколько я знаю, такое было только один раз, в фильме «Достояние республики». Он там играл старого опытного сыщика, который удалился после революции от дел, но тем не менее помогает чекистам найти украденную коллекцию произведений искусства князей Тихвинских.

— И раз уж речь зашла о семейном. Ваши старшая дочь Елизавета — старший лейтенант милиции. На ваш взгляд, повлияло ли на выбор её профессии достаточно частое появление в кино её отца в милицейском мундире?

— В жизни все взаимосвязано и различные события в той или иной степени непременно влияют друг на друга. Хотя в денном случае, я уверен, это обстоятельство не сыграло большой роли. Она сделала свой выбор абсолютно свободно. Скорее всего, у неё была склонность к этому делу. Опять же про наследственность не надо забывать: один её прадед-ротмистр чего стоит. Поэтому она и избрала такой путь в жизни.

— А что бы вам еще хотелось сыграть на сцене?

— Обычно говорят — Гамлета. Но мне уже 61 год и я давно вышел из его возраста. А вот Егор Булычев — это моё. И годы, и характер, и вообще я его чувствую. Так что, думаю, мне эта роль бы удалась.

Межрегиональная Лига журналистов

Статьи по теме:

Под кайфом жизни нет

По заказу Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков созданы новые видеоролики под общей рубрикой "Под кайфом жизни нет".

Гастроли в Вашингтоне

Мариинский балет начал гастроли в США, на одной из самых серьезных театральных площадок - в вашингтонском Кеннеди-центре, сообщает пресс-служба театра.

Подозревается в присвоении

Генеральный директор ЗАО "Племенной завод кролика" Высокогорского завода Татарстана подозревается в присвоении государственных денежных средств.

Не разошлись…

Сегодня в Керченском проливе произошло столкновение двух судов – российского и камбоджийского. Жертв и пострадавших нет, как и опасности окружающей среде.

SsangYong Kyron поставили на «поток»

ОАО "Северсталь-авто" начало серийное производство новой версии SsangYong Kyron в ОАО "Завод микролитражных автомобилей" (ЗМА, Набережные Челны), говорится в сообщении компании.

Российская армия громит Израиль

Столичные армейцы порадовали своих поклонников оглушительным разгромом израильского «Маккаби» (Тель-Авив) в первом домашнем матче серии до трех побед четвертьфинала Евролиги УЛЕБ - 80:58.

На мажорной ноте

Столичный ЦСКА завершил групповой раунд баскетбольной Евролиги ULEB на мажорной ноте, переиграв на своей площадке турецкий "Фенербахче" со счетом 85:66.

Последние статьи

Российский автопром для такси: утвержден предварительный перечень моделей для перевозчиков

Минпромторг России обнародовал первоначальный перечень автомобилей, отвечающих положениям нового закона о локализации такси. В предварительный список вошли свыше 20 моделей от шести отечественных производителей, включая Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич».

Археологи нашли три стоянки неолита в Якутске

Археологи из Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха обнаружили в Якутске три стоянки эпохи позднего неолита, относящиеся к ымыяхтахской культуре. В ходе раскопок было собрано 717 уникальных артефактов, включая керамику и инструменты из кремня. Новые находки расширяют знания о жизни древних охотников и собирателей и продолжают традиции исследований легендарного археолога Алексея Окладникова, открывшего памятники на этой территории ещё в 1940 году. Сейчас готовится научный отчёт для Института археологии РАН.

Трамп требует отменить право на гражданство для детей нелегалов

Администрация президента США Дональда Трампа обратилась в Верховный суд с апелляцией на решение нижестоящих судов, которые отменили указ Трампа об ограничении гражданства по праву рождения. Указ запрещает автоматическое получение гражданства детям, рожденным в США у родителей, находящихся в стране нелегально или на временных основаниях. Администрация настаивает, что это важная политика для безопасности границ и юридически обоснованная. Верховный суд теперь решит судьбу указа, что может повлиять на иммиграционную политику страны.

Независимые АЗС сокращают отпуск бензина из-за роста цен

В нескольких регионах России независимые АЗС начали ограничивать отпуск бензина из-за роста биржевых цен и ремонтов нефтеперерабатывающих заводов. Запрет на экспорт бензина продлён до конца года, что должно помочь стабилизировать рынок и снабжение внутреннего потребления. Министерство энергетики контролирует ситуацию и предпринимает меры для предотвращения дефицита.

В Ленинградской области число жертв отравления суррогатным алкоголем возросло до 19.

В Сланцах Ленинградской области семь человек умерли от отравления суррогатным алкоголем, трое находятся в больнице. Производство и продажу организовал 79-летний Николай Бойцов при помощи 60-летней сотрудницы детсада. Возбуждено уголовное дело, решается вопрос о заключении под стражу подозреваемых.

Новый скандал вокруг фон дер Ляйен вызван исчезновением секретных текстов Макрону

В Евросоюзе разгорается новый скандал из‑за исчезновения секретных SMS главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, отправленных президенту Франции Эммануэлю Макрону, что вновь поднимает вопросы о прозрачности и ответственности руководства европейских институтов и расследуется европейским омбудсменом.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости