Top.Mail.Ru
Межрегиональная Лига Журналистов
Информационный ресурс работает с 2004 года

Под роскошным небом юга

Нижегородские новости, (11:18) 18 октября 2004 г.

Под роскошным небом юга

В Нижегородской филармонии состоялось открытие музыкального абонемента “Классика”. Концерт был посвящен 200-летию со дня рождения М.И.Глинки, участие в нем приняли солисты Центра оперного пения Галины Вишневской и наш симфонический оркестр под управлением молодого московского дирижера Ярослава Ткаленко.

О подобных концертах принято писать в приподнятом, торжественном тоне: и повод подходящий - юбилей великого композитора, и солисты отменные, уже зарекомендовавшие себя в Нижнем (на недавнем Сахаровском фестивале они выступили с оперой “Царская невеста”), и программа выгодная, то есть, как говорится, все предрасполагало. Но в этот раз обошлось без пафоса да и, проще говоря, без особого воодушевления. А причина крылась... в задержке начала отопительного сезона. Может, кому-то покажется, что смешно списывать неудачи концерта на коммунальные службы, но, когда на улице чуть выше нуля, а на сцене также не жарко, вопрос выживания ее обитателей встает особенно остро. Нынешними жертвами отсутствия отопления стали и стройность звука (в смысле чистота звучания оркестра, ведь инструменты очень зависят от перемен погоды), и настрой (в смысле готовность музыкантов радовать публику своим искусством).

Кстати, с “климатическими условиями” начали бороться уже во время репетиций: на сцене устанавливали обогреватели, отгородили ее занавесом, чтобы все тепло не уходило в зал; вокалисты же пели в специально оставленную в оном занавесе щель, дабы звук их голосов все же проникал туда, куда не должно было уходить тепло... На концерте повторить эксперимент с занавешиванием сцены не решились, и Оксана Корниевская пела про “жар в крови”, испытывая при этом, скорее всего, обратные ощущения. Гости-певцы держались достойно, но надо учесть, что им в некотором смысле было проще, чем оркестрантам: появляясь на сцене эпизодически, они в свободное от пения время вполне могли заняться какой-либо согревающей процедурой, например спортивной ходьбой. А вот инструменталисты... у кого безнадежно застывшие металлические инструменты, у кого пальцы посиневшие... Да и на дирижера, видно, повлияло отсутствие подходящих для творчества условий - он то задавал оркестру какие-то “замороженные” темпы, то вдруг превращал глинкинские опусы в активные физические упражнения для разогрева. Иногда это, конечно, работало на пользу исполнению. Например, чуть замедленный “Полонез” из второго действия “Ивана Сусанина”, который чаще преподносят как легкую мазурку, у Ткаленко приобрел холодную самодовольность, а Рондо Фарлафа, исполненное Романом Дерзаевым в судорожно-бодром движении, еще больше подчеркнуло комичность оперного персонажа. Партию “крикуна надменного” Глинка нарочно поручил басу - голосу внушительному, но малоподвижному, - и заставил его в невероятном темпе выговаривать фразы, которые не так-то просто произнести. Попробуйте-ка сами: “Близок уж час торжества моего...”

Ария Ратмира из того же “Руслана” отличалась особыми “перепадами температуры”. Композитор предполагал дуэт томного, по-восточному знойного меццо-сопрано и английского рожка с его “тягучим” гнусоватым тембром. И если Оксана Корниевская исполнила вокальную партию без “киксов” и с неподражаемым артистизмом, то рожок порой срывался на какие-то непотребные звуки или вовсе переставал звучать. Вряд ли виноват “плохой музыкант”, скорее ему можно посочувствовать: когда воображение пытается унестись в холеную восточную негу, а вместо этого натыкается на стучащие клапаны замерзшего инструмента, эффект получается не совсем тот...

Настоящим теплым лучиком стала Оксана Лесничая, представшая в образах Антониды и Людмилы. Виртуознейшую каватину из второй оперы Глинки она спела легко и игриво, заразив своим милым кокетством весь оркестр.

Из симфонических сочинений самым морозостойким оказался “Вальс-фантазия”. Его поэтичность словно все больше увлекала музыкантов, заставляя забыть обо всех насущных проблемах. Кроме того, именно в “Вальсе” публика почти воочию могла наблюдать мастерство Глинки-оркестратора: перелетающие от инструмента к инструменту пиццикато и почти незаметные подмены тембров, когда мелодия то парит над одной оркестровой группой, то вдруг растворяется в другой, - лишь часть этого богатого искусства.

Ольга САХАПОВА.
"Нижегородские новости"

Межрегиональная Лига журналистов

Последние статьи

На ВЭФ 2025 обсуждают повышение возраста молодёжи до 40-45 лет

На ВЭФ-2025 Константин Абрамов предложил обсудить повышение верхней границы возраста молодёжи в России до 40–45 лет и распространение мер поддержки на старшие группы. Решение не принято; изменения потребуют корректировки закона.

Уникальный нотный фонд издательства «Музыка» потребовали вернуть государству

Генпрокуратура России требует вернуть государству издательство «Музыка» и его уникальную нотную библиотеку, приватизированные с нарушениями. В иске заявлены требования об обращении акций в доход государства, аресте имущества и ограничении выезда ответчиков.

В Нижегородской области ввели штрафы за нарушение правил содержания животных

Нижегородская область утвердила штрафы за нарушение правил содержания домашних животных — до 5 000 рублей за самовыгул, выгул без снаряжения и попадание с питомцами в общественные места. Ответственность будет применять региональный комитет ветеринарии.

С 1 сентября 2025 года устройства без RuStore можно вернуть как товар ненадлежащего качества

С 1 сентября россияне смогут вернуть смартфоны без RuStore или с ограничением его работы как некачественные. Новый закон требует от всех производителей обеспечить свободный доступ к российскому магазину приложений без технических препятствий.

Второй случай лихорадки чикунгунья выявлен у вернувшихся из Шри-Ланки

В России зарегистрирован второй завозной случай лихорадки чикунгунья — заболели родственники одного из ранее выявленных пациентов, отдыхавшие на Шри-Ланке. Роспотребнадзор отрицает риск распространения инфекции внутри страны и подчёркивает, что заболевание передаётся только через укусы комаров.

Мошенники переходят к фиктивным юрлицам вместо карт дропперов

Мошенники начали использовать фиктивные юридические лица для перевода похищенных средств, сообщили в МВД. Новый способ стал ответом на ужесточение ответственности за дропперство и курьерские схемы.

Семья в центре внимания: как в России поддерживают родителей и детей

15 мая во всем мире отмечается Международный день семей. В России этому празднику уделяют особое внимание: благодаря национальному проекту «Семья» и другим государственным инициативам семьи с детьми, а также те, кто только готовится к родительству, получают всестороннюю поддержку.

Новый этап в истории Сухумского аэропорта: спустя 32 года приземлился рейс из Нижнего Новгорода

Вечером 13 мая в Международном аэропорту Сухума имени В.Г. Ардзинбы произошло историческое событие - впервые за последние 32 года здесь приземлился пассажирский самолет, прибывший из Нижнего Новгорода.

Мнения

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Если бы не Ленин

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Спортивный геноцид или Ньюфашизм

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Российским чиновникам рекомендовано вернуть детей и родителей на Родину

Валерий Елманов
Валерий Елманов,
политолог, заслуженный работник культуры РФ:

Переход на линию №…

Александр Архангельский
Александр Архангельский,
автор и ведущий программы "Тем временем" на телеканале "Культура":

Наша школа дожёвывает позавчерашние бутерброды

Станислав Белковский
Станислав Белковский,
учредитель Института национальной стратегии, *выполняет функции иностранного агента:

Дожить и пережить президента

Юлия Латынина
Юлия Латынина,
Обозреватель "Новой газеты" *выполняет функции иностранного агента:

Наука уничтожать

Валерий Панюшкин
Валерий Панюшкин,
Cпецкорр Русфонда, руководитель детского правозащитного проекта "Правонападение":

Рецепт радости