Так можно охарактеризовать позицию музыканта с мировым именем Владимира Спивакова. У него особое отношение к исполняемым произведениям и публике - всегда с бережной любовью, всегда с преклонением. Скрипач и дирижер вместе с камерным оркестром “Виртуозы Москвы” выступал в Нижегородской филармонии 29 сентября.
Концерт прошел в рамках мирового турне, посвященного 25-летию коллектива и 60-летию его создателя - Владимира Спивакова. Сначала “Виртуозы Москвы” выступили в Сибири (Иркутске, Новосибирске и Барнауле), а после нижегородского концерта последовала Москва, затем будет турне по Америке, Канаде и Мексике, возвращение в Москву и Петербург. Впрочем, независимо от статуса зала и его географии “Виртуозы” всегда добиваются того, чтобы эмоционально взволновать и интеллектуально увлечь любого, даже случайного слушателя.
В Нижнем Новгороде - кстати, именно у нас в 1979 году прошел первый концерт коллектива - оркестр исполнил очень изящную программу. В ней были два концерта Вивальди - для двух скрипок с оркестром ля-минор (солисты Владимир Спиваков и Алексей Лунин) и для скрипки с оркестром ми-минор (солист Владимир Спиваков). Маэстро играл на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами. Богатство и благородство тембра этого инструмента можно было ощутить, прочувствовать, но разъять на составляющие - нет. Получится ли вычислить с помощью математики драгоценные свойства вина многолетней выдержки? Или объяснить, из каких незаметных компонентов слагается красота бабочки? Здесь - такая же ситуация.
В Симфонии ре-минор Боккерини и Серенаде для струнного оркестра Чайковского маэстро Спиваков сменил скрипку на дирижерскую палочку, и “Виртуозы Москвы” еще больше проявили то, что оттеняли в начале концерта солисты. Внимание к мельчайшим деталям и нюансам, насыщенность и единство тембра, чувство формы... От точного и лаконичного жеста Спивакова-дирижера появлялась стремительная и дышащая жизнью музыка.
Но любой исполнитель или оркестр оживляет нотные знаки, в чем же секрет именно этих музыкантов? “Виртуозы Москвы” дают маленькую жизнь каждой фразе, интонации. Они насыщают каждый мелодический поворот особыми, сконцентрированными эмоциями. Делая музыку выразительной без преувеличения, оркестр просто не может не увлечь за собой в мир сотворчества, где главное чудо - она, музыка. О чуде и говорил маэстро Спиваков журналистам несколькими часами ранее: “Продирижируйте симфонией Бетховена или Малера, придите домой и подумайте, кто вы. Никакого самомнения быть не может. Только смирение - служить искусству”.
В конце вечера слушателей ждало несколько незапланированных программой пьес, в числе которых оказались два танго Пьяццолы (солировал нижегородский аккордеонист Никита Власов). А сыгранный напоследок Венгерский танец Брамса еще раз подтвердил: нет в “Виртуозах” никакой склонности к внешним эффектам, к наносной популярности - даже известный шлягер от классики они исполняют бережно, чутко, без лишней удали и веселья.
Галина ЗАЙЦЕВА.
Фото Юрия ПРАВДИНА.
"Нижегородские новости".