|
Картина «В чайной» Алексея Кокеля хранится в Чувашском художественном музее. |
|
|
Год 1913-й. В Мюнхене — международная художественная выставка. В связи с 300-летием династии Романовых широко представлена русская экспозиция. В ней — работа чувашского художника А. Кокеля «В чайной». Это дипломное полотно выпускника Академии художеств, ученика Ильи Репина. За нее автор получил путевку на творческую поездку в Европу. Немецкие журналы предлагают ему перепечатку «В чайной» на своих страницах. «Дорогой Мэтр! — обращается, например, «Jugend». — Мы с огромным интересом ознакомились с Вашей великолепной картиной «В чайной» на Международной выставке, и для нас было бы честью опубликовать художественную репродукцию этого произведения в журнале «Jugend». В случае Вашего согласия соблаговолите дать нам Ваше любезное разрешение и сделать фотографию с оригинала».
Доцент В. Васильев сейчас собирает в Москве материалы для книги о мастере, бывает в Харькове, где А. Кокель работал почти всю жизнь. В позапрошлом году Чувашия, как известно, широко отметила 125-летие со дня рождения художника. Тогда же было обнародовано много нового о его жизни и творчестве. А вплоть до начала 80-х годов о нем в республике знал весьма узкий круг людей. Не из тех был художник, кого разрешалось афишировать. Более того, у всевидящего НКВД имелось достаточно оснований, чтобы взять его в оборот.
|
«Jugend» обращается к мастеру. |
|
|
1925 год. Брат художника, епископ Алатырский Герман, выслан из Чувашии за антисоветскую деятельность. В 1932 году арестован как управляющий Алтайской епархией. Расстрелян в 1937 году.
Другой брат, Иван, остался жить в родном селе Тарханы Батыревского района. Держал водяную мельницу. Раскулачен, дом отобран и передан школе. В 1935 году получил от правительства Чувашской АССР окончательный отказ в восстановлении в правах гражданина СССР.
Что же спасло третьего брата? В. Васильев отмечает, что эта страница биографии художника еще нуждается в изучении. Такого же мнения и Николай Садюков, принимавший участие в пополнении коллекции работ А. Кокеля в нашем художественном музее. О многом, думается, говорит то, что после гражданской войны в родной Чувашии мастер побывал всего-то один раз. Было это в 1935 году. Отмечалось 15-летие автономии. По заказу властей республики А. Кокель, зав. кафедрой Харьковского художественного института, написал картину «Ликбез». Время романтики национального подъема еще не прошло. Есть свидетельства о том, что художник приехал с твердым желанием остаться. Но тут ему якобы посоветовали лишь погостить. Да и сам, конечно, узнал, что творится с братьями. И среди коллег-художников «врагов народа» искали. Например, вернулся на родину Юрий Зайцев, поработавший в разных уголках страны, занялся параллельно и фотографией, открыл в городе фотостудию, тут и прихлопнули его как нэпмана-буржуя.
|
Эскиз к картине “В чайной” (1910 год). |
|
|
По данным В. Васильева, есть еще одно свидетельство. В войну фронтовой корреспондент Яков Ухсай в Харькове встретился с художником. Потом они переписывались. Обменивались и мнениями о переезде. В 1946 году поэт сообщил А. Кокелю: делать этого не стоит. Через 10 лет мастер умер.
Так что же уберегло брата двух «врагов народа», когда в жерновах репрессий оказывались даже дети? Есть мнение, что свою роль могло сыграть то, что А. Кокель еще в начале ХХ века включился в революционное движение, участвовал в гражданской войне, был в рядах организаторов Ассоциации художников Червонной Украины. Правда, есть и признаки того, что его все-таки потревожили, — художник лишился двух видных должностей подряд. Ну а окончательную точку на этой страничке биографии предстоит поставить исследователям.