В России началась широкомасштабная ревизия музейных фондов. Такой проверки в стране не было за всю историю государства. Правительственная комиссия во главе с Дмитрием Медведевым уже приступила к делу. В регионах готовятся к встрече с гостями-ревизорами собственным усилением учета и охраны ценностей. В Чувашии, оснастив новейшей охранно-пожарной сигнализацией государственные музеи, уже приступили к их филиалам. 100 тысяч рублей выделено, например, для «сигнала» музею комдива В.И. Чапаева. В Министерстве культуры республики издан приказ «О сверках наличия музейных коллекций». Этот документ обязывает директоров музеев до 2009 года тщательно проверить свои фонды и коллекции. Им в помощь и для создания единой системы учета музейных предметов Минкульт приобретает специальную справочную систему АС «Музей-3». Такой прогресс должен обеспечить доступ к оцифрованным изображениям любого экспоната на любом расстоянии.
Правда, тут есть один нюанс. Не во всех музеях республики, особенно общественных, есть компьютеры и даже просто цифровые фотоаппараты. В культурных хранилищах глубинки их практически нет: похвастаться такой техникой здесь могут лишь 3-4 музея. Директор Национального музея Эдуард Бахмисов призвал коллег зарабатывать на это оборудование самим.
Кстати, понятия музей и доход – вовсе не антагонисты. Даже на нашей скромной почве. Например, дом-музей Н.И. Лобачевского заработал за прошлый год 55 тысяч рублей. И действительно купил себе самостоятельно все вышеперечисленное. Правда, в Козловке, где находится дом-музей, все лето швартуются теплоходы. Три тысячи гостей, которые интересовались Лобачевским, были именно плавучими туристами. Однако и Яльчикский музей в заработке отстал совсем ненамного – 43 тысячи рублей. Причем на одних вышитых салфеточках яльчикцы пополнили музейную кассу на полторы тысячи. Теперь вот и в Яншихово-Норваши привезли из Иваново такую роскошь, как полсотни картин Никиты Сверчкова. Для знакомства с такой коллекцией любознательных туристов автобусами надо возить! Посиделки в мариинско-посадском музее купеческо-мещанского быта – тоже весьма колоритный сувенир плавучим и пешим отдыхающим.
Музеям теперь многое надо делать самим. В том числе и отстаивать свою необходимость перед главами поселений, которым вовсе не вменяется в обязанность содержать исторические и прочие музейные коллекции на своей территории. А вот правом закрыть такой народный очаг культуры глава поселения обладает. Об этом музейщиков предупредила начальник отдела аналитической работы и стратегического планирования культурного ведомства Роза Лизакова. Сегодня большинство руководителей в глубинке понимают важность сохранности наследия, но ведь главы меняются. Поэтому музейщикам рано обольщаться «почетным» званием «последних святых на Руси». Им теперь надо еще уметь убедить окружающих, главу поселения в первую очередь, что их музейные «избушки» необходимы как воздух. К тому же за сохранность музейных фондов эти убеждающие несут полную ответственность перед государством и законом.
Но и это еще не все. Доказав необходимость и обеспечив сохранность, настанет пора разобраться, наконец, с вышедшими в тираж экспозициями. Морально и технически устаревшие, они больше отпугивают, чем пробуждают интерес. Формы подачи культурных ценностей запылились не меньше самих давних хранилищ. Из старых музеев глубинки приятным исключением в этом является Алатырский краеведческий, где поняли, что музей – создание, скорее, живое, чем наоборот. Новенький «Бичурин и современность», оснащенный по всем статьям, в том числе и Интернетом, и имеющий необъятную перспективу чувашско-китайских параллелей, тоже приятно выбивается из проблемного ряда.
Правда, местные передовики музейного производства сразу начинают ориентироваться на иные стандарты. В Алатыре, например, уже «созрели» для штатного дизайнера. Здесь готовы оплатить такую ставку, но, кроме уже известных в этом деле Матросова, Ювенальева и Сизова, которые бывают в глубинке наездами, в Чувашии нет других художников, сведущих в музейном деле. Тем более молодых, тем более желающих ехать в район. В Национальном музее, ставшем после реконструкции недосягаемым эталоном музейного устройства для коллег из районов, задумались об активизации обменных выставок. Но таким музеям, как шумерлинский или урмарский, которые находятся буквально в разобранном состоянии, пока не до культурных обменов. И не до собственных дизайнеров. У многих музеев даже не решен вопрос о статусе, они не имеют юридического лица. А без такового музей не может не то что добиваться для себя статьи в бюджете, но даже на гранты претендовать.
Одним словом, проблем – воз. Но мода на музеи, захватившая мир и уже перекинувшаяся на Россию, не может обойти и нашу территорию. И культура просто обязана этим воспользоваться. Как говорит один известный мультперсонаж, общественный труд в мою пользу – он облагораживает. Цифры
В республике функционируют 3 государственных с 5 филиалами и 8 муниципальных музеев. Их основные фонды насчитывают более 200 тыс. единиц. По сравнению с прошлым годом численность фондов увеличилась на 5,6 тыс. предметов. В Чувашии также 36 общественных музеев.