Недавно Зинаида Ивановна вернулась из поездки по Татарстану. Ездила туда в чувашские школы с уроком «Праздник чувашского костюма». Вообще-то дети чувашской диаспоры в этих местах бойкие и подкованные насчет своих корней. Но ее слушали разинув рот. Она сразу наряжала желающих в расшитые костюмы и головные уборы и объясняла, как появлялась такая красота в старых деревнях, где не было ни магазинов, ни портных.
Первую куклу Зинаида Ивановна сделала 15 лет назад и посвятила своей матери. Взяла для костюма клетчатый домотканый холст, сохранившийся в домашнем сундуке с 30-х годов, сделала головной убор из бисера и мелких монет, хушпу, ожерелье и наплечное украшение. Белый фартук украсила яльчикским орнаментом и полоской изящного кружева. Кукла, видимо, оказалась счастливой. Теперь целые кукольные хороводы Зинаиды Вороновой отправляются на международные фестивали и завоевывают Гран-при, их можно увидеть на престижных «кукольных» сайтах и даже на выступлениях «Уява». Маленьких «уявчиков» Воронова специально сделала для концертов любимого ансамбля, выступающего в ее головных уборах: в полном составе и при полном одеянии куклы выставлены прямо на сцене рядом с танцующими солистами. Многие куклы мастерицы осели сегодня в музеях Москвы, Петербурга, Оренбурга, а также в музеях США и частных коллекциях.
Кстати, кроме «Уява», в национальных уборах, сделанных руками Вороновой, выступают еще аж 55 коллективов. В том числе из Татарстана и Башкортостана. Дружит чародейка бисера и монет и с эстрадными исполнителями. Самая любимая, с которой Зинаида Ивановна даже на гастроли ездит, Лариса Васильева. Певица — одна из немногих на эстраде, кто очень серьезно относится к национальному сценическому костюму. Репутация Вороновой уже так высока, что к ней за «игрушками» обращаются и большие художники. Например, монументалист Праски Витти заказал ей миниатюрную тухъю со своим личным орнаментом. Подарок предназначался для зарубежных друзей. А уж обрядовый колпак из холста с бисером, о котором Воронова вычитала у этнографа Нины Гагенторн и сделала по ее описанию, вообще наделал много шума. Сейчас таких уборов никто не носит, а когда-то шемуршинские девушки надевали в особо торжественных случаях вроде свадьбы или праздника пива. Когда Воронова вышла в этом обрядовом уборе на одной из выставок, все ни на что другое больше не смотрели. От фотографов отбоя не было.
Местные ученые присматривались, присматривались к ее украшениям и вынесли вердикт: пора выходить на мировой уровень. А для мирового уровня надо делать украшения из настоящих старинных серебряных монет. На одну тухъю понадобится 56, а на хушпу все 2000. Вот их теперь мастерица и собирает по деревням. И столько новых интересных встреч подарили эти поиски. В Татарстане она познакомилась с жительницей села Альшеево Натальей Ивановной Афанасьевой, которой уже 103 года и которая до сих пор живо интересуется журналами и газетами и читает без очков, а уж сколько она знает про чувашские костюмы! У Вороновой даже появилась идея создать куклу «Женщина из села Альшеево». Уборы и костюмы, которые здесь передаются из поколения в поколение, альшеевские женщины ей уже охотно продемонстрировали.