Полоний-210, поруганная Россия, обезьяны, свастики и голые студентки – всё, как всегда у «Синих носов», – на выставке «Грёбаный фашизм» в галерее Марата Гельмана.
Новые работы Мизина и Шабурова, выставленные на выставке «Грёбаный фашизм», это, в принципе, шарады, которые уместно смотрелись бы на последних страницах журналов, где кроссворды и гороскоп. С журналами же, а также с любыми другими СМИ, «Грёбаный фашизм» и связан. «Синие носы» взяли самые расхожие медийные заголовки и проиллюстрировали их как можно буквальнее. Вот, например, полная обнажённая женщина в кокошнике – это «Россия, которую взрывает КГБ». КГБ представлен петардой, расположившейся у женщины сзади. Та же женщина с кирзовым сапогом на спине – это «Россия под пятой чекистов». Ситуация с полонием-210 изображена «Носами» и того хлеще: на обезьяну надета маска Александра Литвиненко.
«- А чего тут непонятного, – удивляется Александр Шабуров, – обезьяна с маской Литвиненко».
Вообще, прошедший год выдался для «Синих носов» не самым удачливым. В ноябре их фотографии (где Буш, Путин и Бен Ладен предаются сексуальным действиям друг с другом), отправленные было на выставку в Лондон, задержали на таможне. Там они хранятся до сих пор. Новый год художники встретили в милиции. К тому же, некие молодчики пообещали физически с «Носами» расправиться за то, что те вроде бы оскорбляют чувства национального достоинства россиян. После инцидента с Маратом Гельманом эти угрозы вряд ли можно расценивать как несущественные. Всякий раз, когда на вернисаж заходил новый человек, Шабуров беспокойно его рассматривал. Почему-то охраны в тот день в галерее не было.
По большому счету, «Грёбаный фашизм» – это антифашистская акция.
Из всех «модных» тем, представленных на выставке, – «абстрактная зачистка», «абстрактная депортация» и «абстрактное отравление полонием-210» – фашизм – самая неабстрактная. «К сожалению, абстрактные скинхеды на выставки не ходят, а ходят натуральные».
Быть художником сегодня, равно как и быть против фашизма, – мужественный поступок.
Национальная идея для многих наших сограждан превратилась в вылавливание «чужих»: грузинского вина, рижских шпрот и инакомыслящих. Православные священники призывают к физической расправе над продюсером Александром Валовым: в одной из картин была постельная сцена со служителем культа. Тишайший «Дом Булгакова», где порочные мероприятия ограничивались питьём кофе и глаженьем кастрированного чёрного кота, две недели назад разгромлен. Потом, правда, выяснилось, что разгромил его один из жильцов, которому надоели экскурсии. В сущности, уже можно говорить о том, что разорять музеи и избивать художников – модная тенденция.
На фотографиях «Синих носов» две голые студентки арийского типа манипулируют с фашистской символикой: продевают сквозь свастику член (банан), поднимают руки в гитлеровском приветствии и предаются разным действиям якобы эротического характера.
Другие работы экспонируют мужские и якобы эрегированные половые органы. На самом деле, речи об эрекции не идёт. К членам просто привязаны веревки. Так же и фашизм. Его идейные последователи – это марионетки, которые поднимают голову единственно благодаря чьим-то умелым верёвочкам. Чьим? Некоторые из фотографий являют нам обезьяну.
Возможно, это и есть ответ. В любом случае, это не по-человечески.