Например, в нашем музее В.И. Чапаева, который чуть ли не первым в новой России еще полтора десятка лет назад обратился к реконструкции обряда старинных святочных и крещенских гаданий, в это время нет отбоя от посетителей. Потому что в домике, где родился легендарный комдив, и который тоже давно стал своего рода этнографическим музеем в миниатюре, пара экскурсоводов в чувашском и русском национальных костюмах готовы в любой момент окунуть вас в таинственную и волнующую атмосферу гаданий. Старый деревянный дом, где собраны предметы крестьянского быта двухвековой давности, как нельзя лучше подходит для таких занятий. И хотя специалисты музея не устают повторять, что главное в этом увлекательном действе не сам результат, а участие в обряде, иногда доходит до смешного. Молодые и не самые юные пары часто забредают на огонек буквально перед свадьбой – узнать будущее.
А как тут не увлечься! В одном из чувашских народных гаданий на стол ставят большое блюдо с водой, а вокруг него раскладывают различные предметы, символизирующие то или иное событие – ключи, кольца, золу, монеты. И пускают по блюду кораблик. К чему прибьется, то и сбудется. Зола, не дай бог, а вот ключи – дело хорошее. Гадают даже на тенях от горящей бумаги. Говорят, очень явственные картинки получаются. Одна посетительница отчетливо увидела повозку и мужчину в карете. Но лошадьми при этом управляла женская фигура. Так что вожжи в руки, то есть, судьбу в свои руки, — и вперед. Кстати, музейная коллекция гаданий регулярно пополняется. В них вторгаются даже современные технологии. Хочешь стать новым Биллом Гейтсом, — клади вокруг блюда компьютерную мышь. А загадывать желания можно уже не только по строчкам книг, но и по страницам сайтов. Хотя, по признанию сотрудников чапаевского музея, обряды гадания по романтической балладе «Светлана» Жуковского все равно — из самых популярных. Особенно у школьников.
А вот в Моргаушском районе рождественские посиделки проводят в учреждениях культуры. Потому что те, кого встарь называли заводилами колядок, теперь называются культработниками. Последние и заводят шутки-прибаутки с песнями и частушками. Например, такими: «Приходила коляда Накануне Рождества, Святый вечер, добрый вечер, Добрым людям на здоровье!». Как известно, в каждой колядке есть часть, где славят хозяев дома и намекают на вознаграждение: —«Дайте-подайте во славу Христову Хлеба корзинку, вина половинку! Не продашь лепешки - разобьем окошки!».
В Нижних Кибечах Канашского района на Рождество сельский клуб соединил силы с Челкумагинской модельной библиотекой. Там сначала гадали с помощью подвешенных на нитках угле, хлебе, монетах, зеркале, кольце и лоскутках ткани, которые участники хватали вслепую. Потом радовались за тех, кому достались хлеб и монеты. А затем и вовсе читали гороскопы на год Свиньи. В поселке «Восход» Алатырского района в Рождество устроили гонки на санках с препятствиями, перетягивание каната и игру в снежки. Все эти снежные крепости, как ни странно, закончились конкурсом стихов. И только после таких творческих устремлений дети получили сувениры и сладости.
Малыши и школьники вообще самые активные участники рождественских елок и гуляний. Поэтому взрослые все чаще задумываются, как сделать, чтобы они с большей пользой и интересом провели это время. Все больше желающих, например, принять участие в Рождественской елке, которая проводится в Тихвинском Богородицком монастыре, что в Цивильске. Свидетели утверждают, что в трапезной и возле самой елки буквально яблоку негде было упасть от гостей. Здесь водили хороводы, пели и получали конфеты с мандаринами, как и на всех елках, но начался праздник с тропаря «Рождество твое…», все стихи были на тему Рождества, а песнопения, возвышающие дух, исполняли воспитанницы воскресной школы искусств Цивильска и обитательницы самого монастыря во главе с настоятельницей матушкой Ниной. Дед Мороз тоже не про зайчиков рассказывал, а о Пресвятой Богородице, волхвах и Вифлеемской звезде. Экскурсией в святую обитель отметили светлый праздник и школьники выпускного класса Алтышевской средней школы Алатырского района. Вместе с классным руководителем они побывали в Свято-Троицком мужском монастыре. Им показали источник святой воды, колокольни, убранство залов и прочее великолепие восстановленного монастыря.
В Алатыре церковь тоже приняла участие в боль шом благотворительном празднике «Под Рождественской звездой». Программа была составлена из выступлений воспитанников воскресных школ и фольклорного ансамбля из Москвы «Казачий круг». Так что атмосфера царила соответствующая. В первую канашскую школу на Рождество и вовсе приехали гости из Киева – участники детского хора Свято-Ильинской церкви. Кроме песнопений для участников здешних «Рождественских встреч» был устроен и просмотр иконописных шедевров.
В Шумерле, в Доме детского творчества решили устроить настоящие «Рождественские чудеса». Здесь вспомнили о поверье, что в ночь перед Рождеством Бог выпустил на волю нечистую силу. Чтобы даже она могла радоваться приходу Спасителя. Вот люди и рядились во всякую нечисть, чтобы выпущенные на гулянья злые силы приняли людей за своих и не причинили им худого. Школьников во дворце как раз и встретила «нечисть», испытывая их веселыми конкурсами. Ребята достойно держали удар.
В Чебоксарах и Новочебоксарске горожане могли колядовать и гадать в специально отведенных местах, то есть в городских парках. В столице для этого были устроены сразу три рождественских праздника и конкурс театрализованных представлений коллективов всех воскресных школ республики. А в городе химиков и строителей народ звали на Ельниковскую поляну. В ДК «Химик» после представления «Рождественская сказка» была предусмотрена встреча со служителями Собора Равноапостольного Князя Владимира. Самые маленькие дети даже принимали их за Дедов Морозов и просили у них космических роботов в подарок. Языческие и христианские традиции смешивались в этом празднике издавна. И всегда их связывало общее чувство — ожидание чуда. Поэтому больше нет ни одного такого празднования, которое бы сопровождалось таким количеством обычаев, примет и обрядов. И, как оказалось, технический прогресс их может только множить.